Что такое негативные эмоции? Какова их природа? Как они возникают? Прежде чем рассказать о том, чем являются негативные эмоции переживание которых характерно для эго-сознания, нужно прежде всего кратко рассказать о внутреннем устройстве человека. Первое, что мы должны знать о внутреннем устройстве человека это тот факт, что сознание человека разделено. Оно разделено на семь частей. Каждая часть является органом восприятия, воспринимающе-передающим аппаратом, а так же особого рода “умом”, который имеет свои собственные ассоциации, протекающие внутри него. Семь воспринимающих частей — это то, что в индуизме называется “чакрами”. Индуизм описывает чакры как семь энергетических вихрей, как поглощающих из окружающего мира энергию, так и излучающих ее вовне.Что такое негативные эмоции? Какова их природа? Как они возникают? Прежде чем рассказать о том, чем являются негативные эмоции переживание которых характерно для эго-сознания, нужно прежде всего кратко рассказать о внутреннем устройстве человека.
Первое, что мы должны знать о внутреннем устройстве человека это тот факт, что сознание человека разделено. Оно разделено на семь частей. Каждая часть является органом восприятия, воспринимающе-передающим аппаратом, а так же особого рода “умом”, который имеет свои собственные ассоциации, протекающие внутри него. Семь воспринимающих частей — это то, что в индуизме называется “чакрами”. Индуизм описывает чакры как семь энергетических вихрей, как поглощающих из окружающего мира энергию, так и излучающих ее вовне.
Перечислим чакры:
1. Чакра жизненной энергии (в учении Г. Гурджиева — инстинктивный центр)
2. Сексуальная чакра (в учении Г. Гурджиева — половой центр)
3. Чакра воли или эго (в учении Г. Гурджиева — двигательный центр)
4. Сердечная чакра ( в учении Г. Гурджиева — эмоциональный центр)
5. Чакра ума (в учении Г. Гурджиева — интеллектуальный центр)
6. Чакра третьего глаза (в учении Г. Гурджиева — высший эмоциональный центр)
7. Высшая духовная чакра (в учении Г. Гурджиева — высший интеллектуальный центр)
Подавляющее большинство духовных учений, содержащих информацию о чакрах, сосредотачиваются именно на их “энерго-информационном” аспекте, ничего не говоря о том, что чакры — это само сознание человека, то, что в человеке воспринимает и осознает. Более того, сознание человека, в полном соответствии со значением русского слова “сознание”, (слово “сознание” произошло от латинского слова “conscientia”, что в буквальном переводе означает “совместное знание о чем-либо”) возникает в результате совместного восприятия чакр. Чакры человека, или как называл их Г. Гурджиев “центры”, воспринимают друг друга и в результате возникает то, что мы называем “сознанием”. Память, самонаблюдение, самоанализ, самосознание — все это возникает только как результат того, что один центр человека воспринимает, регистрирует работу другого, лежащего над ним или под ним (в цепи чакр) центра. Естественное состояние человека означает, что все семь чакр воспринимают друг друга и замыкаются в единую цепь.
Именно в этом состоянии человек действительно осознает себя, видит и понимает собственное Я. Однако одна из истин жизни состоит в том, что современный человек пребывает в состоянии очень далеком от естественного. Современный человек не обладает самосознанием, не видит и осознает собственное Я. Он пребывает во сне, рождается, живет и умирает в состоянии гипнотического сна. В этой статье мы не будем касаться того, кто создал этот сон, зачем и почему это было сделано (заинтересованные читатели могут прочитать об этом здесь), а лишь вкратце расскажем о том, чем является сон человека, какого его устройство.
Если назвать восприятие одного центра видящее работу другого центра “связью”, тогда мы можем сказать, что сознание человека создается в результате существования семи связей между семью центрами. Первый центр воспринимает второй центр, второй центр воспринимает третий центр, третий центр воспринимает четвертый и так далее, вплоть до седьмого центра, который воспринимает работу первого центра и тем самым замыкает восприятие центров само на себя. В природе возможны 2 варианта организации связей между центрами — мужской, описанный выше, когда восприятие каждого центра направлено на центр находящийся над ним в цепи чакр, и женский, когда восприятие каждого центра направлено на центр находящийся под ним в цепи чакр. В этой статье мы не будем описывать отличительные особенности мужского и женского сознания, для описания сна человека и объяснения того, как возникает негативная энергия мы воспользуемся мужским вариантом организации связей.
Сон, в котором пребывает современный человек, возникает в результате того, что восприятие пятой чакры ума вместо того, чтобы воспринимать лежащий над ним или под ним центр, воспринимает первую чакру жизненной энергии. Некогда в древности замкнутая сама на себя цепь чакр была разомкнута и соединена снова, но неправильным образом. В результате этого человек потерял самосознание, перестал осознавать свое Я. Два высших центра сознания, центр “третьего глаза” и высший духовный центр были отрезаны от остальных центров. Человек погрузился в состояние забытья, в гипнотический сон, в котором его ум, воспринимая физическую реальность, создает внутри себя ее двойник, ментальное отражение. В этом отражении в действительности и живет человек — однако, не его настоящее, подлинное Я, а ментальная копия — личность. Таким образом, в состоянии гипнотического сна человек не осознает себя и окружающий его реальный мир, а принимает себя за умственное представление о себе, и существует в мире, построенном из концепций и идей. Обычный человек никогда на протяжении всей своей жизни не пробуждается к своему истинному Я и реальному миру, существующему за пределами ментальных концепций.
Пять нижних чакр, замкнутые сами на себя, воспринимают друг друга, регистрируют деятельность друг друга. Каждая чакра отражает в себе ассоциации, существующие в воспринимаемом ею центре. Так, ум, воспринимая физическую реальность, в результате своего восприятия создает в себе отражение физической реальности. Эмоциональный центр, воспринимая центр ума, создает в себе соответствующие мыслям эмоции. Двигательный и сексуальный центры, а так же центр жизненной энергии, реагируют на воспринимаемые эмоции, которые являются отражением мыслей.
Негативные и позитивные эмоции, которые может переживать эмоциональный центр спящего человека возникают в соответствии с одним главных законов бытия – законом гармонии, или, как его еще можно назвать, законом соответствия. Этот закон гласит: “гармония есть соответствие, а дисгармония есть несоответствие”.
Мы установили, что эмоциональный центр выражает состояния, передаваемые ему центром ума (и через центр ума состояния, переживаемые нижними центрами). Негативные и позитивные эмоции возникают в результате восприятия эмоциональным центром мыслей возникающих в интеллектуальном центре. Если эмоции могут быть негативными и позитивными, это означает что могут быть позитивные и негативные мысли, так как эмоции есть отражение мыслей. Однако, что мы можем назвать негативной мыслью, а что позитивной? Здесь нам на помощь приходит описанный выше закон гармонии, который гласит, что гармония есть соответствие, а дисгармония есть несоответствие.
Внутри ума может возникать состояние несоответствия какой-либо мысли, идеи, концепции другой мысли, идеи, концепции, так же как и состояние соответствия мыслей друг другу. Это происходит постоянно внутри ума, много раз в течение дня, но мы не замечаем этого. Когда это происходит, то возникшее состояние воспринимается эмоциональным центром и порождает соответствующую себе эмоцию. Если эмоциональный центр воспринимает несоответствие, возникшее в уме, он переживает дисгармонию, генерирует в себе негативную эмоцию. В случае если эмоциональный центр воспринимает соответствие, возникшее в уме, он переживает гармонию, генерирует в себе позитивную эмоцию.
Таким образом, эмоции, как негативные, так и позитивные, представляют собой явление крайне субъективное. Они берут свое начало в мыслях, целиком зависят от мыслей, как от их характера и содержания, так и от того факта согласованы эти мысли с другими мыслями, представляющими “содержимое” ума или нет.
Например, человек раздражен другим человеком, что означает, что он ощущает несоответствие какого-либо рода между собой и им. Переживание этого несоответствия выражается в сердечном центре как генерация негативной эмоции. Чем сильнее переживание несоответствия, чем сильнее дисгармония по поводу чего-либо, тем сильнее негативная эмоция. Это же касается позитивной эмоции. Чем сильнее переживание соответствия, тем сильнее позитивная эмоция.
Именно из-за этого факта многие духовные учения учат людей принятию. Принятие своей жизненной ситуации, принятие текущего момента — чрезвычайно важная психологическая техника, которая позволяет человеку пройти сквозь жизненные испытания без создания эмоциональной боли. Принятие — это превращение испытываемого несоответствия в соответствие. Значение этой техники трудно переоценить, так как она учит человека устанавливать гармонию в своем внутреннем мире (а за гармонией во внутреннем мире естественно следует гармония с внешним миром).
Размышляя над всем вышеописанным можно понять, что счастье и несчастье каждого отдельного человека проистекают целиком и полностью из его ума. Если ум полон противоречий, сердечный центр будет генерировать негативные эмоции снова и снова. Ум, воспринимая эти эмоции посредством других центров, будет воспроизводить в себе соответствующие мысли. Затем мысли вновь будут восприняты эмоциональным центром и он создаст, возможно, еще более сильные негативные эмоции, которые вновь будут восприняты интеллектуальным центром — и так далее, снова и снова по одному и тому же замкнутому кругу. В итоге мы видим человека, страдающего от дисгармонии, наполненного негативными мыслями и эмоциями. Однако стоит измениться уму, стоит ему примирить свои конфликтующие концепции между собой, и мы сразу же увидим изменение. Вслед за гармонией внутри ума, приходят позитивные переживания эмоционального центра. Человек более не имеет противоречий, в уме не возникает несоответствия, и жить становиться легче.
В конце статьи стоит сказать о том, что избавление от отрицательных эмоций и достижение внутренней гармонии — только шаг в работе по пробуждению. Лишь с пробуждением к своему Я может прийти подлинная гармония, проистекающая непосредственно из самого бытия. А радость, испытываемая во сне, это и не радость вовсе, а только механическое отражение соответствия временно установленного внутри ума.
Источник:
Сергей Родин
Группа автора Вконтакте