Путь пробуждения

Путь пробужденияОдин из технических приемов, используемых психологами во время консультаций, это вопрос «Что вы чувствуете по этому поводу?», который задается пациенту после его сбивчивого рассказа об очередной проблеме. Вполне действенный прием, когда нужно переключить внимание пациента с его беспорядочного внутреннего диалога, но более глубокий и значимый слой переживаний. Но от частого и, порой, бестолкового повторения нерадивыми психологами этот вопрос давно стал предметом анекдотов… и вполне заслуженно. У адвайтистов-любителей есть аналогичный прием, который используется, чтобы перенаправить внимание человека на более глубокий уровень самоощущения. В ответ на какую-нибудь реплику, его спрашивают — «Кто это сейчас говорит?» Человек погружается в себя, что-то высматривает, а потом мычит в ответ что-нибудь вроде — «Ну, это я, моя личность»…Путь пробужденияОдин из технических приемов, используемых психологами во время консультаций, это вопрос «Что вы чувствуете по этому поводу?», который задается пациенту после его сбивчивого рассказа об очередной проблеме. Вполне действенный прием, когда нужно переключить внимание пациента с его беспорядочного внутреннего диалога, но более глубокий и значимый слой переживаний. Но от частого и, порой, бестолкового повторения нерадивыми психологами этот вопрос давно стал предметом анекдотов… и вполне заслуженно.

У адвайтистов-любителей есть аналогичный прием, который используется, чтобы перенаправить внимание человека на более глубокий уровень самоощущения. В ответ на какую-нибудь реплику, его спрашивают — «Кто это сейчас говорит?» Человек погружается в себя, что-то высматривает, а потом мычит в ответ что-нибудь вроде — «Ну, это я, моя личность». Тогда его снова спрашивают — «А кто этот ты, который видит эту личность?» Человек опять уходит в себя и достает следующий ответ, мол, это какой-то «Наблюдатель», но его опять окунают в то же самое место — «А кто наблюдает этого Наблюдателя?» И так далее. Отличная тема для анекдотов про адвайту.

Процедура такого поиска себя, конечно же, не приводит к обнаружению какого-либо конкретного «Я» — всякий раз оно ускользает, превращая эту работу в погоню за собственным хвостом. Однако если практиковать эту технику долго и упорно, возможен другой эффект, ради которого, надо полагать, это упражнение и придумано.

В дзене этот парадокс иллюстрируется указанием на ряд однотипных проблем: палец не может указать на самого себя, язык не может почувствовать свой вкус, глаз не способен увидеть себя, а нож не способен себя порезать. Речь о том, что попытка найти самого себя, свое конечное истинное «Я» заведомо обречена на провал. Все, что оказывается в поле зрения не может быть тем «Я», которое смотрит, — «Я» ни при каких условиях не может увидеть само себя, а все, что оно видит, это точно не «Я».

На поверхностном концептуальном уровне понять это не сложно. Но самое интересное происходит, когда это противоречие осознается и находит свое единственно возможное разрешение на уровне непосредственного переживания. При благоприятных обстоятельствах, это выбивает человека из дуального восприятия, и он обнаруживает единство наблюдателя и наблюдаемого. То есть, человек утрачивает чувство своей отдельности и некоторое время наблюдает «мир без границ» — перестает быть отдельным «собой» и становится «всем».

В зависимости от глубины, это переживание может длиться несколько мгновений или несколько дней, а потом человек постепенно возвращается к привычному дуальному восприятию. Предполагается также, что в особо редких случаях, провалившись в «единое сознание», человек остается в нем навсегда, — это и будет окончательным пробуждением. На практике же, все обычно ограничивается глубоким эмоциональным потрясением, чувством открытия тайны бытия, и при большой интенсивности переживания, некоторыми личностными изменениями — от легкой отрешенности до полной блаженной удовлетворенности.

То есть, при усердной практике и удачном стечении обстоятельств эта техника погони за хвостом действительно может привести к предельному переживанию, личностной трансформации или даже переходу в иное состояние бытия. Здесь пока все понятно.

Есть, однако, большая сложность с этим приемом, когда речь идет о человеке с большим личностным багажом. Чем больше и крепче личность человека, тем меньше вероятность, что он сможет хотя бы по касательной зацепить состояние единства, не говоря о том, чтобы остаться в нем навсегда. Тяжелое «верблюдоподобное» Эго не позволит человеку проскользнуть в игольное ушко.

В Индии, откуда родом эта техника, ситуация сильно отличается — там эгоистичное сознание развито и прокачено далеко не так сильно, как на западе. Личностных притязаний у индусов гораздо меньше, что делает для них эту технику более эффективной и, вероятно, самодостаточной. А нам здесь, с нашим безразмерным эгоцентризмом, нужны какие-то дополнительные инструменты или же сверхусилия в медитативной практике.

Эксперимент, который мы проводили в Ярославле, подтверждает эти догадки. Когда по личности нанесен крепкий удар, и она временно сдает свои позиции, медитативные техники работают гораздо эффективнее, и вовремя заданный вопрос «Кто Ты?» действительно способен вышибить человека из двойственного сознания. Но поскольку, личность была обесточена лишь на время, привычный режим восприятия потом постепенно восстанавливается.

Теперь продолжаем тему прошлой статьи о застревании в неправильном понимании концепций адвайты и ее базовой техники.

Путь понимания

Задача, которую ставит перед собой адвайта, дзен, суфизм и все прочие эзотерические ответвления основных религий, — это пробуждение любой ценой. И все эти традиции объединяет отказ от ритуалов и нравоучений в пользу пары медитативных техник, ведущих к переживанию единого сознания. Фактически, все они заявляют, что им известен прямой и короткий путь к просветлению, — этим они и вызывают огромный интерес у духовных энтузиастов.

Обещание адвайты кратчайшей дорогой привести к пробуждению, подкрепленное хорошим концептуальным обоснованием и древностью традиции, вызывает большой соблазн все бросить и довериться этому учению. Этому же очень способствует упомянутая простота подачи материала, не требующая глубоких познаний в религии, философии и вообще. И сюда же бьет наглядный пример множества учителей-современников, действующих в рамках этой традиции.

Пробуждение сознания, которое до этого казалось чем-то далеким и недостижимым, вдруг начинает казаться очень простым, земным и доступным — надо только вникнуть в теоретическую базу, перенести основные идеи в свою жизнь и начать работать над вопросом «Кто Я?» Не так уж и просто, если выполнять эту задачу на полном серьезе, но вполне осуществимо.

Отсюда и возникает естественное желание, отложить в сторону все прочие технологии внутренних раскопок, тем более, что они, со своими очевидными личностными усилиями, вступают в явное противоречие с базовыми концепциями адвайты (это заблуждение мы уже обсудили).

Своей кажущейся простотой адвайта привлекает к себе огромное количество искателей, и это должно бы послужить первым тревожным звоночком, поскольку никогда еще в человеческой истории сакральные знания не становились массовым продуктом. Другой подозрительный признак в том, что люди, вращающиеся вокруг адвайты, явно не выглядят психологически взрослыми. Если посмотреть и послушать сатсанги самых известных учителей, то нетрудно заметить, что большинство вопросов исходит от обычных невротиков, ищущих избавления от своей душевной боли.

Впрочем, то же самое можно сказать про любую духовную традицию. Люди туда приходят за решением далеко не духовных проблем, и это выглядит примерно так же, как пытаться изучать квантовую физику, в надежде, что это поможет наладить любовные отношения. В сущности, большинство духовных искателей не понимают, что их проблемы лежат в сфере обычной человеческой психологии — им нужен психолог, а не Гуру. Но даже известные учителя далеко не всегда это понимают… в общем, это отдельная большая тема.

После нескольких лет, прожитых в беззаботном жонглировании красивыми идеями, пришлось признать, что что-то идет не так. Основной гипотезой на тот момент было предположение, о недостатке медитативного опыта. Тогда я поехал на Випассану, о чем рассказывал здесь на сайте, и еще кое-куда — попрактиковать технику адвайты под руководством знающего человека. Это принесло новые открытия, но ничего не изменило в сущности — никакого душевного прогресса так и не наблюдалось.

Попытки разобраться, в чем загвоздка, привели к некоторым интересным догадкам, которые и были опробованы на практике, и основное предположение полностью подтвердилась — все упирается в личность. Именно личность не дает человеку прикоснуться к тонким переживаниям и заглянуть за ширму своего «Я», а значит, все усилия нужно направить на ее расшатывание.

На этот вывод, однако, наложилось другое заблуждение, что для снятия напряжения, нужно позволить личности отыграть все те игры, которые ей кажутся интересными. Раз уж так хочется самолюбования, так налюбоваться по полной программе. Впрочем, может, не такое это и заблуждение, поскольку год честной полировки своего Эго привел к тому, что со всей очевидностью вскрылся новый пласт иллюзий, который раньше ускользал от внимания.

А последней каплей стали прочитанные недавно книги Джеда МакКенны, которые внесли, наконец, ясность в теоретическое понимание природы пробуждения, подтвердили догадку, что личностные напряжения являются сердцевиной проблемы, и напомнили о давно позабытом воинском духе. Кроме того, прояснилось и подтвердилось множество других идей, которые витали в голове на уровне осторожного предположения.

С одной стороны, крепкий пинок под зад, полученный от МакКенны, оказался весьма болезненным, с другой, в силу множества совпадений и созвучий с собственным опытом, — вдохновляющим и ободряющим… очень в духе Уитмена с его «Песнью о себе». И теперь все это вместе начинает выстраиваться в целостное понимание, того, что же происходит с человеком на пути духовного поиска. Большинство идей уже озвучивалось в старых статьях на эту тему, но сейчас картинка стала почетче, и можно попробовать начертить общую карту сражения.

Путь адвайты

В сущности, нижесказанное касается всех путей духовного развития, которые предполагают, что можно выйти на более высокий уровень сознания, игнорируя личностный пласт проблем. Этим страдает и дзен, и йога, и все прочие традиции, где основной упор делается на классическую духовную практику с медитациями, молитвами, постами и прочей подобной ерундой. Адвайта рассматривается просто, как частный пример.

Надо полагать, в том нет вины исходных учений, поскольку они возникли в среде, где изначально была иная социальная и психологическая ситуация. И здесь доверие западного человека к таинственным древним учениям — к пророку в чужом отечестве — играет с ним злую шутку, втягивая его в духовную практику, которая не предназначена для того типа проблем, которые он пытается решить.

Какова мотивация человека, вступающего на путь духовного развития? Что им движет? В 99 случаев из ста это связанно с попыткой решить проблему неуверенности в себе, как она описывалась в недавней статье. Человека что-то тревожит изнутри, и он пытается найти способ от этого избавиться, но, не разобравшись толком, что с ним происходит, попадает в ловушку бесконечного и безнадежного убегания от себя. А в духовном пути ему видится избавление от проблемы — что, в общем-то, правильно — но ошибочное понимание сути древних учений, превращает его духовность в изощренную форму все того же самоизбегания.

Если цель духовных учений в том, чтобы привести человека к пробуждению сознания, то их основные усилия должны быть направлены на преодоление Эго-комплекса, отделяющего индивидуальное сознание от глобального и безграничного. На практическом уровне это значит вытащить человека из ловушки самотождествления, разрушить иллюзию, что он является тем, кем себя считает.

И все практики, предлагаемые такими учениями, исходят из того, что искатель будет иметь глубокое и искреннее желание вырваться «из себя», пробиться сквозь все иллюзии и преодолеть свое эгоистичное сознание. Но большинство тех, кто обращается к духовности, приходят туда за противоположным — за тем, чтобы избавиться от жуткого страха оказаться ничем, пустым местом. В духовности они ищут укрепления веры в собственную значимость и осмысленность своего существования.

То есть, векторы усилий духовной традиции и духовного искателя направлены в ровно противоположных направлениях. Традиция призывает отбросить личность — пробудиться «от себя», а искатель, наоборот, всеми силами пытается убежать от страха небытия и делает это единственным известным ему способом — укреплением личности. Духовность для него становится лишь новым способом добиться того, что не вышло на социальном уровне, — заснуть «в себя» покрепче. Взаимная аннигиляция усилий.

Другая проблема в том, что даже если бы искатель понял правила игры и захотел преодолеть свое эгоистичное сознание, старые духовные традиции не имеют инструмента подходящего для выполнения этой задачи. По большому счету все они рассчитаны на человека, который уже утратил веру в себя в результате какого-нибудь глобального внутреннего кризиса. Тогда ему вполне будет достаточно самых незатейливых практик — молиться, медитировать, очищать организм, изучать священные тексты или, в случае адвайты, внимательно исследовать идею «себя».

Тем не менее, глубокая вера в древнюю традицию и действенность ее техник, заставляет людей расшибать головы о стену, и самым непреклонным из них время от времени удается заглянуть за угол и увидеть отблеск единого сознания. Как в одном из «законов Мэрфи» — если вещь ломать достаточно долго, однажды она сломается. Если оттачивать концентрацию и медитировать достаточно долго, то в какой-то момент крыша не выдерживает и временно съезжает в сторону, открывая вид на звездное небо. И даже если потом она встает на место, это убеждает искателя в том, что он двигается в правильном направлении.

По сути, это очень похоже на эффект от психоделиков или заменяющих их психологических техник, целью которых является именно сдвиг крыши безо всякого духовного подтекста. Когда запретили ЛСД, таких техник было придумано довольно много — холотропное дыхание, депривация восприятия, разного рода медитативные фокусы.

Проблема в том, что сколько бы раз человек не проламывал себе крышу, через некоторое время она восстанавливается, поскольку структура личности остается неизменной, и страх утраты себя набрасывается на человека с новой силой всякий раз, когда заканчивается очередной фейерверк медитативных переживаний.

Медитация позволяет высоко подпрыгнуть и заглянуть через стену личности, но земное притяжение делает свое дело. А поскольку высота стены растет с каждым днем, потраченным на самообманы, то вся эта работа в рамках обычных духовных практик не имеет смысла. Нужен какой-то иной инструмент, который смог бы ударить и проломить эту стену насквозь (если, конечно, мы рассматриваем тот редкий случай, что искатель действительно этого хочет).

Единственный стенобойный инструмент, который предлагают традиционные учения — это продолжительное, на несколько лет, уединение. В ситуации, когда личность год за годом не получает подпитки в рамках привычного социального контекста, она естественным образом угасает и сдает свои позиции, и только тогда щель между мирами приоткрывается достаточно широко, чтобы не просто увидеть слабые отблески единого сознания, а войти в него целиком.

А что мы видим вокруг? Чем занимаются духовные искатели всех традиций и конфессий? Здесь мы снова возвращаемся к тому, о чем говорилось в прошлой статье, — к неправильному пониманию сути и содержания самых базовых концепций и духовных практик.

Какой прок от того, чтобы спрашивать себя, кто моет посуду, если эта посуда моется для того, чтобы изобразить из себя хорошего хозяина и таким образом укрепить собственное «я»? Какой прок исследовать чувство деятеля, если это делается, чтобы убежать от страха перед собственной никчемностью? Какой смысл разгадывать коаны, если потом хочется похвастаться перед друзьями или учителем? Балуясь с духовными практиками подобным образом, человек подпрыгивает не для того, чтобы перелезть через стену своей личности, а чтобы положить еще один ряд кирпичей.

Какой смысл в часовой вечерней медитации, целью которой является преодоление «себя», если на следующий день человек идет на работу и восемь часов подряд с полной самоотдачей работает над укреплением своей личности?

Какие могут быть шансы, вырваться за пределы ограниченного сознания, если даже банальная проблема неуверенности в себе у нас перевернута с ног на голову, и никто не видит очевидного противоречия между духовным поиском и стремлением обрести уверенность в
8000
себе? Как можно надеяться разглядеть тончайшую иллюзию своего «Я», когда от внимания ускользает гораздо более очевидный факт: традиционная духовность — лишь еще одна форма самоутверждения и самообмана.

И даже если человек относится к своей духовной практике абсолютно серьезно и посвящает ей большую часть своей жизни, чем ему поможет практика медитации, если она изначально не предназначена, для работы с проблемами личностного уровня? Личность поддерживает свое существование за счет того, что болит. Чем тут поможет медитация, кроме того, что даст на время забыть и отвлечься от этой боли?

Кажущийся бесплатным сыр адвайты — это промышленных масштабов мышеловка. Никто никуда не прорвется, если духовный поиск на долгие годы не станет единственным смыслом жизни. Невозможно совместить активное участие в социальных играх, весь смысл которых в укреплении «веры в себя», и настоящую духовную практику, суть которой в импичменте своего «Я». Даже сама по себе идея духовной традиции вызывает большое сомнение, что в ней могут быть найдены настоящие ответы, потому что традиция — это еще одна форма социума. Единственное отличие в том, что здесь в ходу иная валюта и «социальная» личность заменяется на «духовную».

Все, чего можно добиться компромиссными решениями в рамках традиций и обычных духовных практик, — это места в первом ряду на космическом шоу, которое некоторым удается лицезреть в результате изнурительных попыток сдвинуть свою крышу. Но этот сдвиг не имеет ничего общего с преодолением личностного отождествления — единственной настоящей преграды между осколочным локальным сознанием и вселенским единством.

Путь психологии

МакКенна упрекает Декарта, что тот сам не понял, сколь мощную ментальную бомбу он создал своим «Cogito ergo sum», и такого же упрека заслуживают психологи, за то что не понимают, какой мощный инструмент у них в руках.

Здесь речь не о той психологии, которая встает на сторону самообманов пациента и, вкалывая ему безопасную дозу разбавленной правды, укрепляет его психологический иммунитет против всякой правды вообще. Речь о другой психологии — той, которая готова ампутировать голову, вместо того, чтобы позволить ей сгнить до самого основания.

К сожалению, здесь все упирается в личность человека, который берет в руки психологический инструмент — будет ли он лечить симптомы или возьмет хирургическую мотопилу и вырежет самую суть проблемы, не считаясь с риском, что организм не выдержит шока. Жизнь, основанная на лжи, не стоит того, чтобы ее жить — таков девиз духовной психотерапии.

Путь, который может предложить психология, полностью описан в теоретической части цикла статей о неуверенности в себе. То, о чем там рассказано, — это и есть путь освобождения, выраженный психологическим языком. И, посмотрите, насколько все просто! А самое главное, здесь есть четкий внутренний ориентир, который всегда перед глазами и никогда не даст заблудиться. Надо только один раз по-хорошему рассмотреть чувство неуверенности в себе, ведь это встроенный в нас детектор лжи, безошибочно указывающий на следующий шаг к развенчанию всех-всех иллюзий.

Еще одно огромное преимущество психологии в том, что она предоставляет описательный аппарат, не вызывающий слащаво-сентиментальных ассоциаций с духовным поиском. В психологии нет никаких высоких материй, все просто и прагматично — только правда имеет значение, и в ход идет любой инструмент, который хорошо отсекает ложь. Но именно поэтому ее так не любят духовные искатели — психология им кажется чем-то слишком уж приземленным по сравнению с их красивыми теориями о едином сознании. Но, как мы уже говорили, все их надежды и чаяния лежат в области обычной психологии личности, а претензия, что проблемы у них не «психологические», но «духовные» — это не более чем претензия, еще один самообман.

В сущности, психология слишком хороша в том, что она делает, и именно поэтому она никогда не станет популярной среди духовных искателей, ищущих возможности спрятаться от себя. Психология слишком быстро и легко вытаскивает на поверхность их истинную мотивацию и все те страхи которые за ней стоят. Мне приходилось общаться с множеством самых увлеченных искателей и у всех были самые обычные детские проблемы, решения которых они пытались избежать, посвящая себя Богу, Гуру, Традиции, Пути и прочим духовным иллюзиям.

Личность, которая является причиной любой человеческой боли и препятствует пробуждению, — это всего лишь паутина самообманов, от самых грубых, связанных с верой в важность социальных ролей и ценностей, до самых тонких, касающихся неуловимых материй, на которые указывает адвайта и прочие духовные учения. Сложность в том, что нет никакой возможности миновать грубые иллюзии, чтобы сразу же подступиться к тонким — ничего не выйдет, не хватит остроты восприятия. Но именно это и надеются провернуть духовные искатели — проскользнуть мимо самых болезненных очагов своей лжи и сразу приступить к исследованию границ сознания.

На том этапе, когда следовало бы работать с личностью и ее заморочками, все эти псевдодуховные игры с поиском деятеля или своего истинного «Я» совершенно бессмысленны. Личность должна быть уменьшена до размеров горошины, прежде чем эти фокусы смогут сработать. Но большинство искателей не понимают, что демонтирование личности и прорыв сквозь иллюзорное «я» — это разные задачи, которые требуют для своего решения совершенно различных инструментов.

Более того, есть веские основания предположить, что работа по разборке личности полностью самодостаточна в вопросе достижения пробуждения. В конечном счете, все эти искусственные подпорки и трамплины в виде медитативных техник могут оказаться ненужными, поскольку личность — это и есть единственная преграда между «Я» и «Не-Я». Нет личности — нет двойственности.

Личность должна сдаться. Так или иначе. И только тогда начнет происходить что-то, выходящее за рамки обычной личностной психологии. И только на этом этапе, когда мы говорим об окончательном поражении личности во всех своих амбициях, можно сказать, что человек по-настоящему осознает и реализует на практике принцип отказа от личных усилий. Личность сдалась, усилий больше нет — дальше на сцену выходит Вселенная.

Попытка ускорить наступление этого «Момента Истины», заглядывая во время своих медитаций за кулисы — это проявление детской нетерпеливости и наивной надежды выловить рыбку без настоящего труда. Только не надо петь здесь песню, что медитация — это еще какой труд… не знаете вы настоящего психологического труда! Быстрого результата быть не может, ни один поворот срезать не получится, нет никакого короткого пути — либо серьезная психологическая работа на протяжении многих лет, либо смерть личности от голода во время многолетнего одиночного заточения. Без этого все духовные практики — самоуспокоительное баловство.

И даже если одной только психологической работы окажется недостаточно, это, по меньшей мере, приведет к истинному становлению человека, как зрелого, самостоятельного и свободного существа, без ложных амбиций, без детских иллюзий, без страхов и с ясным осознанием быстротечности бытия. А где окажется адепт духовного учения, потративший те же годы на медитацию и поиск истинного «Я», обманываясь на счет своих целей и намерений? Не останется ли он все тем же перепуганным ребенком, который не знает, что ему делать со своей жизнью?

И вот здесь, если кому-то угодно вновь пуститься в рассуждения о том, что весь этот разговор не имеет смысла, поскольку лишь Вселенная решает, когда и каким образом все будет происходить, то у меня аргументы закончились. Если вам все еще кажется, что таким образом вы куда-то движетесь или можете наставить другого человека на путь истинный, очень велика вероятность, что вы находитесь в гораздо более глубокой яме, чем вам кажется.

Или же это я в яме, а вы на коне. Так или иначе, между нами — пропасть, и выяснять, кто из нас правее, нет никакого смысла.

Каждому свое.

Источник:
Олег Сатов

.