О Присутствии и Законе Трех

О Присутствии и Законе ТрехУ каждого из нас есть много дилемм, внутренних конфликтов, которые в нас «живут», и в зависимости от того, как мы их разрешаем, мы делаем в жизни определенные выборы. Каждый из нас обычно «страдает» от ряда наиболее важных для него дилемм, которые и составляют основу нашей личности и предопределяют наши стратегии взаимодействия с собой и миром вокруг, психологические установки и демонстрируемое поведение. Как мне легче будет жить — «независимо или автономно» или «в близких отношениях», мне важнее «быть выдающимся» или «сотрудничающим», «волноваться и быть бдительным» или «расслабиться, принимая все как есть»? Список можно продолжать…О Присутствии и Законе ТрехВ середине сентября в Италии прошел семинар Расса Хадсона «Эннеаграмма Девяти Путей». Я езжу на несколько его семинаров ежегодно с 2006 года и не перестаю удивляться, насколько легко и просто (даже новичкам) он может объяснить, что такое Эннеаграмма, не с точки зрения типов личности, а с точки зрения внутренней работы. Его семинары – не о типах (хотя о них он тоже рассказывает), а о присутствии и об осознанности, о необходимости и героизме трансформационной работы, об отличии настоящей трансформации от популярной сегодня псевдо-духовности и от псевдо-просветления, об изменении мира и вкладе каждого в этот процесс и о необходимости начать с себя. Его семинары мотивируют, будоражат, трогают до слез, заставляют задуматься, понять и… потом действовать. «Информацию вы можете прочитать в книжках», говорит он — «Присутствию же из книжек научиться невозможно». И, наверное, за это он по праву считается лучшим тренером Эннеаграммы в мире на настоящий момент.

Этот семинар про девять путей еще в большей степени был направлен на то, как стать в жизни более осознанным, присутствовать в настоящим, потому что только это имеет значение. Расс говорил об уникальных путях трансформации для каждого из типов, но не только – он также говорил о тех уникальных возможностях, которые дают нам сущностные качества типов, исследовал вместе со всеми нами эти сущностные качества – и все мы понимали, что независимо от типа каждого из нас, у нас в жизни были моменты, когда мы соединялись с каждым из сущностных качеств и чувствовали, что были открыты к безусловной любви, чувствовали свою ценность, мудрость, доверяли себе и своей интуиции, чувствовали себя по-настоящему реализованными и т.д. Расс говорил о том, что задача – продлевать эти спонтанные моменты соединения с тем, кто мы есть на самом деле, и о том, что присутствие в настоящем позволять нам переживать опыт таких моментов гораздо чаще.

Был еще один важный аспект, который мы исследовали на семинаре. Мы говорили о тех основных дилеммах, внутренних конфликтах, которые в нас «живут», и выборах, которые нам приходится делать в жизни, и несмотря на то, что каждая из обсуждаемых дилемм знакома каждому, независимо от его или ее типа, но все же у каждого есть свои «самые важные дилеммы», которые и составляют основу нашего типа и предопределяют наши стратегии взаимодействия с собой и миром вокруг, психологические установки и демонстрируемое поведение. И нам с нашим обычным стилем мышления сложно разрешить эти дилеммы – например, наиболее важная дилемма для Восьмерок это выбрать, что лучше «быть сильным» или «быть с открытым сердцем» (быть открытым). Впрочем, в этом вопросе большинство Восьмерок единодушны – конечно, сильным, скажут они. Мы все выбираем из этих полярностей, противоположностей, считая, что, например, быть сильным – это хорошо, а быть открытым (а значит, слабым и уязвимым) – плохо. И ведем себя соответственно. И это стандартный путь решения внутреннего конфликта, и наше эго знает только его. Но для того, чтобы расти Восьмерки (в нашем примере) должны понять, как быть одновременно и сильным и открытым. И тогда появится и проявится их настоящая сила, а не эго-версия ее.

И здесь я хочу перейти к обсуждению одного из фундаментальных законов Эннеаграммы – Закону Трех, о чем тоже очень много Расс Хадсон говорил на своем семинаре. Именно Закон Трех помогает нам решить имеющиеся у нас дилеммы не стандартным путем, а иным, который откроет нам возможности для настоящей трансформации. У Закона Трех есть и иное, очень-очень практическое значение и применение, это невероятно полезный инструмент, который хорошо бы знать и применять каждому в его повседневной жизни.

Если говорить коротко, то суть Закона Трех состоит в том, что «взаимодействие трех сил создает четвертую в новом измерении». Иными словами, новые всходы появляются только при взаимодействии трех сил (а не двух, как мы обычно думаем) – (1) положительной или утверждающей; (2) отрицательной или отрицающей и (3)нейтральной или примиряющей. Ребенок рождается от соединения спермы, яйцеклетки и акта любви. Атомы создаются только в электромагнитном поле при взаимодействии ядра и электрона. Мука и вода, перемешиваясь, становятся хлебом только при выпекании (при наличии огня). Истец и ответчик разрешают свой спор в суде только при участии судьи. Примеров действия Закона Трех можно привести еще великое множество.

Как я упомянула ранее, мы (или наша личность, наш ум) часто думаем дуально – то есть выбираем между тем или иным, выбираем один из двух противоположных вариантов. Третий вариант нам обычно неизвестен. Что мне лучше — «отстраняться» или «поддерживать контакт с окружающими»? Что мне выгоднее -«сохранять свою независимость и автономию» или «иметь по-настоящему близкие отношения»? Что мне важнее — «стабильность» или «изменения»? Мы можем продолжать перечисление возможных дилемм бесконечно.

Надо сказать, что третья сила, действительно, обычно скрыта от нашего сознания и ее надо уметь увидеть. Но вместе с тем, все тупиковые ситуации как раз и разрешаются, когда удается увидеть и применить эту третью силу, которая не очевидна и не является продуктом первых двух сил.

В буддизме есть такое понятие, как «искусные средства» или «искусные методы». На санскрите он называется «упайя», а на тибетском «тхаб тхе», являясь ключевым термином тантрического пути, означающим еще «сострадательное действие» . И если говорить языком Закона Трех, то это эквивалент того, чтобы находить третью силу, делать себя созвучным этой третьей силе и стремиться использовать ее на благо разрешения создавшейся ситуации.

Закон Трех говорит о том, как именно создается что-то новое – новая жизнь, новые возможности, новые решения – через нахождение и применение этой третьей силы. И нет никакого смысла выбирать между первыми двумя. И конечно же, в этом смысл и личностной трансформации – не выбирать между «противоположными опциями», которые лежат на поверхности, хотя наше эго может только это. Расс Хадсон учит, что обнаружить эту третью силу при разрешении фундаментальных внутренних конфликтов каждым человеком может помочь присутствие в настоящем. Когда нам удается присутствовать в настоящем, то это присутствие помогает нам увидеть ту третью силу, которая сможет примирить существующие противоположности, дать каждой из этих противоположностей внутреннее пространство – и это позволит родиться новым выборам, новым возможностям, новому поведению. Иными словами, присутствие помогает вывести наше мышление за пределы выбора между противоположностями, и третья сила может быть обнаружена только с помощью сознательного и гибкого состояния присутствия, которое помогает справляться с и удерживать напряжение, создаваемое противоположными силами.

Давайте посмотрим еще немного в качестве примера на наиболее важные дилеммы некоторых типов по Эннеаграмме. Как мы знаем, Единицы стремятся быть совершенными, хорошими, целостными. Но что такое хорошо, и что такое плохо? Как мы можем открыться чему-то совершенному и святому, не осуждая и не отметая что-либо, что изначально не кажется совершенным и святым? Как мы можем понять то, что называется «правильным действием»? Если эго или структуры личности Единиц отвечают на эти вопросы, то Единицы начинают видеть мир в черно-белых тонах, критикуют все несовершенное, видя несовершенство практически везде, становятся жесткими, негибкими перфекционистами, людьми, с которыми окружающим очень сложно общаться. Только присутствие позволит Единицам не разжигать войну внутри себя между тем, что в них «совершенно» и «не очень совершенно», и делать качественно иные выборы, видеть совершенство мира и самих себя во всем, даже в их несовершенстве.

Или же Четверки, стремящиеся быть уникальными, честными с собой и верными себе… А кто и что я есть? Как я могу быть верным себе, испытывать красоту и глубину своей жизни, не закрываясь от того, что изначально может мне показаться не таким глубоким и не таким красивым? Как я могу проживать свои интенсивные эмоции и оставаться верным им, не выливая их на окружающих или не отрицая их? И опять, без присутствия Четверки становятся заложниками своих интенсивных эмоций, считая, что если они ничего интенсивного не испытывают, то не верны себе и не являются собой, становятся полностью поглощенными эмоциями, с силой выражая их вовне и потакая себе в качестве «компенсации» своих страданий. Присутствие позволяет Четверкам соединиться со своими сущностными качествами истинности и глубины, быть самоосознающими, чувственными, сопереживающими, источником подлинной индивидуальности.

Как говорилось выше, Закон Трех помимо прочего является чрезвычайно полезным практическим инструментом, и если мы научимся помнить о нем, узнавать и применять его в реальной жизни с уверенностью и мастерством, то перед нами откроется море новых возможностей. Можно только представить, насколько полезным могло бы оказаться применение Закона Трех, например в политике: (1) Оппозиция – это не проблема, а возможность; (2) проблема не сможет быть решена, если подавлять оппозицию и затыкать ей рот, а не создавать новое поле возможностей, достаточное большое, чтобы оно могло выдержать напряжение между противоположными силами и направило их в новом направлении. Как бы то ни было, любой согласится с тем, что точно не сработает: осуждение другой стороны и жесткое отстаивание своей позиции.

Представьте, насколько бы изменился мир, если бы эти положения учитывались и применялись. Также можно сказать, что если дело касается сохранения отношений, похудания, анализа литературного произведения, исследования тайны Святой Троицы или работы над собой, Закон Трех применим ко всем областям, потому что является по сути универсальным организующим принципом, позволяющим миру быть таким, какой он есть. Он, как говорилось выше, может быть очень полезным в разрешении чрезвычайно сложных тупиковых ситуаций.

Итак, суммируя, принципы Закона Трех следующие:

1. В каждом новом рождении участвуют три силы: положительная, отрицательная и нейтральная.
2. Взаимодействие трех сил рождает четвертую, возникающую в новом измерении.
3. Положительная, отрицательная и нейтральная сила не является чем-то строго определенным, а должны оцениваться в зависимости от данной конкретной ситуации.
4. Только при наличии третьей, нейтральной силы, возникает что-то новое.
5. Не любые три силы дают импульс возникновению четвертой, а только те, которые являются теми, описанными в Законе Трех (положительная, отрицательная, нейтральная).
6. Решение тупиковых ситуаций приходит тогда, когда мы сможем увидеть и применить третью силу, которая обычна скрыта от нашего понимания.

Источники:
М. Калдина Школа Эннеаграммы Etcen
Семинар Расса Хадсона «Эннеаграмма Девяти Путей»
Дон Рисо и Расс Хадсон «Мудрость Эннеаграммы»,
Cynthia Bourgeault “The Holy Trinity and the Law of Three”, Shambala, 2013

.