«Ты уже знаешь, что каждый неподготовленный человек в течение дня совсем не осознает себя. Он не ощущает тело, не управляет мыслями и тем более эмоциями. Фактически, он живет в состоянии сна, видя перед собой лишь собственное воображение. Контроль сновидений как раз и направлен на то, чтобы пробудить человека от «бодрствующего сна» и удержать его в пробужденном состоянии. Отчасти эти упражнения касаются и осознания в ночном сне, но это только малая часть четвертого контроля. Первая ступень заключается в понимании того, что ты постоянно «спишь», и днем и ночью. Сейчас мы усилим твое понимание этой «проблемы». Начнем прямо здесь. Пока мы сидим и чешем языками, старайся непрерывно следить за моей правой рукой…»Когда я впервые услышал о контроле сновидений, я подумал, что речь пойдет об умении осознавать себя во сне, но как часто случалось мои выводы оказались преждевременными.
— Сегодня я расскажу тебе о первой ступени «Контроля сновидений». — проговорил Старик и поставив пустую чашку, в которой мгновения назад был ароматный зеленый чай, откинулся на спинку стула.
Я приготовился слушать изо всех сил, ведь несколько лет назад я впервые встретился с необыкновенным видом сна — сна в бодрствующем сознании. Этот опыт настолько поразил меня, что я буквально стал заложником навязчивой идеи о продлении осознания во сне. Но как в последствии выяснилось, разговор был не совсем об этом.
— Контроль сновидений единственный, который осваивается отдельно от других практик. — уверенным тоном начал учитель и слегка прищурился. — Ты уже знаешь, что каждый неподготовленный человек в течение дня совсем не осознает себя. Он не ощущает тело, не управляет мыслями и тем более эмоциями. Фактически, он живет в состоянии сна, видя перед собой лишь собственное воображение. Контроль сновидений как раз и направлен на то, чтобы пробудить человека от «бодрствующего сна» и удержать его в пробужденном состоянии. Отчасти эти упражнения касаются и осознания в ночном сне, но это только малая часть четвертого контроля.
Старик ненадолго прервался и поднял вверх указательный палец, говоря мне этим о необходимости слушать очень внимательно. Как ни странно, но я заметил, что действительно ослабил бдительность и иногда улетал в отвлеченные размышления. Наверное это случалось из-за того, что накануне я почти не спал — соседи уже в который раз устроили вечеринку до самого утра. Жест учителя вернул меня в текущий момент и я сконцентрировал все внимание на разговоре.
— Первая ступень заключается в понимании того, что ты постоянно «спишь», и днем и ночью. — с хищной улыбкой проговорил учитель. — Ты уже выполнял одно упражнение из этой области — носил несколько дней металлический шарик. Главной целью этой практики было увидеть как часто ты не осознаешь себя. Сейчас мы усилим твое понимание этой «проблемы». — сказал он, сделав ради шутки озабоченное лицо. — Начнем прямо здесь. Пока мы сидим и чешем языками, старайся непрерывно следить за моей правой рукой.
— Хорошо. — быстро ответил я и направил внимание на руку учителя, продолжая держать в поле зрения всю комнату расфокусированным взглядом.
— Расскажи мне, что ты заметил, наблюдая за своим телом? — задал вопрос Старик и слегка наклонился в мою сторону, будто в желании услышать каждое мое слово.
— Я его почти не ощущал. — сказал я слабым от сонливости голосом. — Моя спина часто наклонена при ходьбе. А это создает боль и напряжение. Лицо тоже постоянно напряженно. В общем…
Моя речь была прервана неожиданным образом. Учитель правой рукой отвесил мне быструю оплеуху, воспользовавшись моей отвлеченностью во время ответа. Подобное произошло впервые за несколько лет нашего общения. В первую секунду я испугался, затем разозлился, а вскоре стал хохотать словно от смешного анекдота. Старик в свою очередь тоже разразился смехом и чтобы продолжить веселье, решил рассказать интересную историю на этот счет.
— Ты не бойся я не часто бью учеников, но сегодня нам это необходимо. Ладно, слушай историю как раз об этом. — весело бросил учитель и придвинулся ко мне поближе. — Однажды такой же паренек как ты, пришел ко мне в надежде научиться экстрасенсорным способностям. — сказал он и сделал таинственный взгляд.
Услышав о способностях я сразу же увлекся рассказом и с нетерпением ждал продолжения. Но в тот же момент в левое ухо снова прилетел удар Старика. Он бил очень умело, вскользь. Было не то, чтобы больно, больше неприятно. Я улыбнулся и впредь приготовился во чтобы то ни стало следить за рукой учителя, не отвлекаясь.
— Так вот, когда этот парень подошел и рассказал о своей мечте я ответил ему, что он ошибся, потому что я ничего в этом не смыслю. Паренек состроил гримасу разочарования и направился к двери. А я ему кричу: стой.
В эту секунду я снова отвлекся и уже в третий раз получил неприятную оплеуху. Теперь я точно знал, насколько сильно влияет на внимательность нарушенный сон. В последние годы я научился контролировать режима сна и ложился не позднее одиннадцати вечера, хотя иногда случались и срывы графика по тем или иным причинам.
Мне стало не до смеха, я собрал все внимание, направив его на руку учителя. Слушание и понимание речи Старика я поставил на второе место. Зачастую учитель пояснял мне, что беседы, которые мы ведем могут значить очень мало, зато практики, выполняемые мной во время этих разговоров — самое главное. Осознавать себя во время диалога невероятно сложно и поэтому подобная работа, продвигает ученика очень быстро. Чем больше усилий — тем лучше результат — говорил Старик.
— Парень развернулся и уставился на меня. — продолжил с воодушевлением учитель. — А я ему говорю: вот тебе первое задание: каждый раз, когда начинаешь какое-нибудь действие, произноси мысленно «я», ощущая при этом свое тело. Делай это постоянно, а через месяц приходи за новыми упражнениями. — закончив предложение, учитель сделал торжественную паузу. — Больше я его не видел. — закончил Старик и рассмеялся. — Я это к тому, что люди настолько не владеют собой, что меняют и отказываются от своих устремлений постоянно. А все потому, что не обладают единым «я».
Раньше я никогда не слышал о едином «я» и вновь отвлекся. Возмездие настигло меня незамедлительно. Я сидел и потирал уже наверное красное ухо.
— Не очень история. — с привычной усмешкой сказал Старик. — Я придумал ее только для того, чтобы тебя отвлечь.
— Неплохо получилось. — ответил я. — Ты слишком хорошо знаешь мои слабые стороны.
— Сейчас у тебя уже не должно быть слабых сторон. — сразу сказал учитель. — Точнее каждая такая сторона должна осознаваться и быть под контролем. А теперь скажи мне, осознавал ли ты себя или хотя бы тело пока я говорил и шлепал тебя по уху. — хитро спросил он.
Только сейчас я понял, что мое внимание на протяжении беседы было распределено между рукой учителя и его рассказом. Я совершенно не помнил о себе, не помнил о том, что я есть. Понятное дело о теле я тоже ни разу не вспомнил и обратив на него внимание, заметил, что даже слегка вспотел от мышечного напряжения. Учитель видимо обо всем догадался по моей мимике и не стал ждать какого-то ответа.
— Об этом и пойдет речь в четвертом контроле. Человек не может управлять своим вниманием, в итоге он не может управлять ничем. Теперь ты ясно видишь, что постоянно во что-то погружен, забывая о себе. Конечно этого слишком мало и я еще ни раз буду вбивать тебе в голову, что ты постоянно спишь. — проговорил учитель ярко и эмоционально, видимо чтобы лучше зафиксировать эти слова в моей памяти. Но сегодня поговорим не об этом. Давай-ка, останови внутренний голос. — вдруг скомандовал Старик и уставился мне прямо в глаза.
Я направил внимание на мысли и тем самым растворил их. Затем отвел взгляд от учителя, чтобы не отвлекаться и уставился в некую несуществующую, внутреннюю точку. Точку, из которой, как мне казалось, появлялись мысли. Прошло некоторое время и я бессловесно отдал себе отчет, в том, что мыслей становится все меньше и меньше. В теле возникала приятная расслабленность, так как я снял с шеи тяжелый камень неугомонного мышления. Через некоторое время я достиг очень приятного состояния, когда мысли не хотят возникать и говорить совсем не хочется. В этот момент Старик произнес:
— Позволь телу расслабиться еще сильнее. Ослабь внимание и разреши себе погрузиться в дремоту.
Я последовал указаниям учителя и вскоре столкнулся с новым для себя явлением. В моем сознании, находящемся в полусне, стали возникать различные голоса. В начале они были тихими, еле различимыми, но потом заметно усилились. Один голос был грубый и басовитый, я по-моему его никогда ранее не слышал. Другой был голосом женщины, он также был мне незнаком. Голоса стали переговариваться, спорить и кричать друг на друга. Все это звучало настолько реально, что мое сердцебиение от страха ускорилось. От этого я очнулся и понял, что сижу с закрытыми глазами.
— Продолжай убирать мысли. Затем вновь расслабься и уходи в дрему. И не бойся ты так, я же рядом. — подколол меня Старик.
Снова я проделал те же манипуляции и во второй раз мягко погрузился в приятную дремоту. Теперь в моем уме заговорили гораздо больше голосов. Пять-шесть. Затем еще и еще. И через некоторое время внутри гудела целая толпа. Кто-то говорил друг с другом, другие просто что-то мычали себе под нос. Но у этих разговоров была одна общая черта — они были абсолютным бредом, нелогичным хаосом слов. Один голос рассуждал о каких-то блестящих, крутящихся шариках, которые летают в комнате. Он очень хотел узнать как их можно раскрутить сильнее. Другие голоса спорили о причине появления синих птиц. Один из них объяснил, что это результат мерцания неба. Спустя какое-то время заиграла музыка. Она становилась все громче и громче, а затем перекрыла шум разговоров. Сразу после этого я видимо заснул, так как позже открыв глаза, понял, что лежу на диване.
Придя в себя, я поведал Старику о произошедшем и сразу же задал вопрос о странных голосах в моей голове.
— Голоса это еще что! — веселым тоном проговорил Старик. — Если бы ты не отключился так быстро, то увидел бы и крайне реалистичные образы. А если бы продержался еще подольше, то не теряя внимания, погрузился бы в сон. В сон с бодрствующим сознанием. Все, чему ты стал свидетелем — называется «второй поток» мышления. И самое интересное, что этот поток существует в человеке всегда. Но вот заметить его, ты можешь пока только на границе сна и бодрствования. Как ты правильно понял, поток этот представляет из себя помимо прочего странные и непонятные разговоры. В начале может показаться что они абсолютная бессмыслица и глупость. Но позже я расскажу, как научиться видеть в них важные подсказки твоего тела и того, что называется подсознанием. Пока просто запомни: все воспринимаемое во втором потоке нужно понимать метафорически, в переносном значении, ориентируясь больше на чувства, нежели на логику и смысл. — Старик замолчал и снова поднял указательный палец. — Запомни, этот хаос голосов и образов присутствует в тебе постоянно, поэтому полностью отключить мышление невозможно. Сон живет своей жизнью, как незаметный поток. Странный и бессвязный для ума, но важный для понимания себя с позиции символов и чувств. К тому же наблюдение за вторым потоком является очень важным этапом для обретения навыка перехода в контролируемый сон без потери сознания. Это и будет твоим первым заданием. — учитель, сказав это, сделал паузу, чтобы дать мне сосредоточиться на последующих словах. — Вечерами, когда только заметишь сонливость, отключи мысли и позволь себе мягко провалиться в дремоту. Наблюдай за вторым потоком тихо и спокойно. — проговорив это, учитель будто опомнился и добавил. — Еще нужно упомянуть о правильном балансе усилия и расслабленности. Если ты будешь излишне внимателен, то не сможешь задремать и второй поток останется для тебя закрытым. Если же наоборот — слишком расслабишься, то попросту заснешь, что ты сейчас и продемонстрировал.
На этом наша беседа закончилась и я с огромной радостью и предвкушением новых открытий, направился домой. Так и состоялось мое знакомство с техниками четвертого контроля.
© Евгений Трубицин
de-trening.ru
Отрывок из книги «Четвертый контроль. В ритме сновидений».