Анархист Пантелей и волки

Анархист Пантелей и волкиЗаброшенная, но жилая деревня Бочево Бокситогорского района фактически вышла из состава России. Коммуну «Новый путь» образовал старец-анархист Пантелеев. 25 марта 1990 года был основан колхоз «Новый путь» в вымершей деревне Бочево Бокситогорского района. Сперва было восемь человек – разводили пчел, держали огород. Коммуна была основана на принципах свободного труда, и все члены колхоза отказались от зарплаты и продажи продуктов своего труда за деньги… Если мы будем продавать продукцию режиму, то встанет вопрос об уплате налогов. Ведь мы честные люди. А это для нас неприемлемо…Анархист Пантелей и волкиЗаброшенная, но жилая деревня Бочево Бокситогорского района фактически вышла из состава России. Коммуну «Новый путь» образовал старец-анархист Пантелеев.

До деревни Бочево добраться не так-то просто, так как автобусы туда уже давно не ходят. Один анархист, член коммуны, рассказал, что доехать туда можно на автобусе от Бокситогорска до Савино, на полпути выйти и еще 8-9 километров идти пешком по грунтовой дороге. Водитель автобуса с трудом вспомнил, что вроде где-то такая деревня Бочево есть, и высадил журналиста в нужном месте. Тогда 47News и увидел покосившуюся деревянную вывеску «Колхоз «Новый путь»».

По левую сторону дороги виднелись заброшенные деревенские строения, заросшие кустарником и осокой поля — ни машин, ни тракторов.
Никто не удивлялся нашему приезду и ни о чём не спрашивал. Нежданные, внезапные гости были здесь по-видимому обыденностью. Налили большую тарелку густых щей, дали кусок вкусного домашнего хлеба и свежего парного козьего молока в железной кружке. На вопрос про Пантелеева один из мужчин ответил, что он косит и скоро вернется. Репортёр распаковал рюкзак и отнёс на кухню мешок сахара, который привёз в подарок. После этого cтал знакомиться с обустройством быта, гуляя по дому с низким потолком и стенами из грубых, необработанных досок. В каждой комнате стены были заняты книжными полками вдоль русской печки, на старом пианино тоже лежали стопки книг. Че Гевара, «Партизанская война», биография Нестора Махно, еще одна книга про него же, Кропоткин, «Речи бунтовщика», «Эволюция, революция и идеалы анархизма» Реклю, «Михаил Бакунин и «Польская интрига»», «Что такое собственность» Прудана, тома Ницше, «Бунтующий человек» Камю.

Вскоре за столом оказался крепкий, невысокий мужчина, он ел из большой миски салат из огурцов и зелени.
— Вы вегетарианец?
— Нет, – ответил он и представился как Николай Викторович Пантелеев.
— Просто я не люблю плотно есть в середине дня после тяжелой физической работы.

Николаю Пантелееву уже семьдесят лет, но он сказал, что предпочитает косить вручную, несмотря на то, что в доме лежала мотокоса в рабочем состоянии.
— В нашу коммуну приезжают веганы, вегетарианцы, сыроядцы. Также приезжают анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты и эко-анархисты. И «Свидетели Иеговы» тоже в последнее время сюда раз в неделю приезжают. Пытаются обратить в свою веру, но неизвестно, кто кого еще обратит. Я сам атеист, – добавил Пантелеев, хлебая зеленую кашицу.

Мы попросили его рассказать немного об основании сельскохозяйственной коммуны, или, как её здесь называли, колхоз «Новый путь». В советское время Николай Пантелеев был начальником производства, начальником цеха на различных заводах Ленинграда. Когда пришла перестройка, предприятие, на котором он работал, захватили новые русские, и он ушел.

— В отличие от управленцев, рабочего человека кормят руки, а не место, и я был уверен, что в этой жизни не пропаду, – сказал Николай Викторович.
Ещё до этого он увлекался пчеловодством и держал пасеку, но её без присмотра оставлять было нельзя, потому что её постоянно разоряли бездомные. В 88-м году он плюнул на всё и уехал в деревню жить. А 25 марта 1990 года был основан колхоз «Новый путь» в вымершей деревне Бочево Бокситогорского района. Сперва было восемь человек – разводили пчел, держали огород. Коммуна была основана на принципах свободного труда, и все члены колхоза отказались от зарплаты и продажи продуктов своего труда за деньги.

— Всякий, кто участвует в финансово-экономической деятельности, поддерживает этот режим, – сказал Николай Викторович.
Мы рассказали ему, что перед приездом в колхоз «Новый путь» созванивались с Мариной Прохоровой, которая курирует сельское хозяйство в Бокситогорском районе. Марина Прохорова сказала: «Никакого интереса для сельского хозяйства Бокситогорского района коммуна «Новый путь» не представляет».

Мы спросили его, что, если официально зарегистрироваться как фермер. Это даст возможность получать дотации от государства, закупить сельскохозяйственную технику по льготной цене.

— Если мы будем продавать продукцию режиму, то встанет вопрос об уплате налогов. Ведь мы честные люди. А это для нас неприемлемо. Мы с этими властями отношения не поддерживаем.

Вскоре от первоначальных членов колхоза остался только Николай Викторович. Кто-то умер, а кто-то вернулся в реальный мир. Тогда в 1993 году Пантелеев дал объявление в газете «Сорока»: «Желающие осваивать заброшенные земли, обращайтесь…» Вначале приехали около двадцати человек. Люди были разные: сумасшедшие, потерянные, кто-то лишился жилья, а кто-то не нашел себя в этом новом капиталистическом мире. Народ постоянно обновлялся.
В 1993-94 годах появились анархисты. Их интересовал способ существования, как выжить без государства. Им импонировало то, что коммуна не продавала продукты своего труда. Не зависела от государства.

Постепенно появились домашние животные. Началось всё с кур, потом пошли овцы, гуси, козы. Поголовье скота часто погибало из-за набегов волков, но Пантелеев не мог убить хищников. Он рассказал, что больше уже не охотится: «В тринадцать лет я первый раз пошёл на охоту. Собаки убежали далеко вперед, и вдруг сзади послышался шорох, и выскочил большой белый заяц. Я выстрелил, дробь прошла ниже. Выстрелом зверьку перебило лапы. Заяц громко и жалобно закричал и умер. Тогда я был мальчишкой и даже заплакал. С тех пор стрелять в животных я больше не могу».
Пантелеев, или как его здесь называют «папа Коля» или «Викторович», продолжал рассказывать свою удивительную историю выживания в пространстве вне закона, на отшибе цивилизации и вне общества.

Однажды он поймал голыми руками кабана: «Одна из лошадей должна была жеребиться. Я пошёл за ней в лес и увидел, как под кобылой что-то шевелится. Я подумал, что это жеребёнок, и подошёл к ней, но там шевелилась годовалая свинка. Она побежала в сторону деревьев. Мы перебежали одну канаву, а другую пришлось пересечь вплавь. Потом она застряла в снегу. Я накрыл её своей курткой и сел сверху. Потом связал ей ноги рубашкой и отнёс в сарай. Пару дней мы кормили её картошкой, пока кабанчик не подрыл ветхие стенки сарая и не ушёл в лес».

Николай Пантелеев вспомнил и историю, как они завели теленка, который вырос в могучего быка весом больше тонны. После этого к ним в коммуну перестали приезжать гости. Все боялись быка, которого назвали Харитоном или попросту Харей. Как-то бык загородил Пантелееву дорогу, и тот его хлестнул прутиком по морде, пытаясь отогнать со своего пути.

— Бык набросился на меня и повалил с ног. Он яростно возил меня по земле, а я тыкал ему в морду ножом для того, чтобы освободиться, но ничего не помогло, и я только изрезал себе руку. После этого у меня были сломаны ребра, и три дня я спал сидя.
Понадобилось семь пуль для того, чтобы убить Харитона. Выход чистого мяса составил шестьсот килограммов. Это был редкий случай продажи продукции, потому что съесть всё не представлялось возможным.

От быка осталась огромная шкура, и один из членов коммуны, реконструктор, решил сделать себе из бычьей шкуры щит викинга. Он жил в Бочево для того, чтобы сделать себе лодку-долбленку. Реконструктор оттащил шкуру в сарай с долбленкой, но не смог разрезать ёё ножом и принялся рубить на куски топором. И тут из бычьей шкуры выскочила молоденькая рысь, которая там пряталась. Она бросилась в ближайшие кусты, где её осадили собаки, не давая выбраться и сбежать в лес. Рысь поймали и отвезли в зоопарк, но там взять животное отказались, объяснив это тем, что зверя, выросшего на воле, лучше отнести обратно в лес. Рысь положили на тележку и отвезли за несколько километров далеко в лесной массив. А через день её нашли мертвой в сарае. По-видимому, она умерла от голода. Николай Викторович рассказал, как два раза они ловили енотовидных собак, но те вскоре сбегали, не задерживаясь в гостях.

— Когда поднимаешь енотовидную собаку за лапы, то она притворяется мертвой и замирает неподвижно, но если пощекотать брюхо, то зверёк начинает дергать лапой.
— Способны ли такие коммуны возродить жизнь в деревне?
— Нет. На голом энтузиазме деревни не возродишь, – ответил он.

Жители деревни Бочево хотели ограничить отношения с обществом до минимума, поэтому планировалось выполнять сельскохозяйственные работы на лошадях. Но этих лошадей стреляли на мясо и угоняли люди из других деревень. Конную косилку украли, телега сломалась, а плуг и борона валяются без дела.

— Нет человека, который бы постоянно ухаживал за лошадьми и объезжал их, поэтому они совсем одичали и привыкли заботиться о себе сами. Лошади умеют рыть из-под снега корм, – добавил основатель коммуны.

Пантелеев продолжал перечислять неудачи, постигшие колхоз «Новый путь» за последние годы: «Недавно мы купили инкубатор, и нам удалось вывести 25 цыплят. Когда они немного подросли, мы выпустили их погулять, а их всех передавили и съели собаки. Мы завели пасеку, но прилетел крупный дятел — желна и издолбил все ульи, после чего пчелы погибли».

На сегодня в коммуне, помимо Николая Пантелеева, живёт молодая женщина Таня с тремя сыновьями, двое бывших алкоголиков, Сергей и Саша, и серьезный молодой человек — Илья, который после окончания техникума планирует переселиться в Бочево навсегда.

Из живности в колхозе «Новый путь» есть семь коз, два козла, несчётное количество козлят, семь лошадей, четыре коровы и курицы, которых сосчитать никто никогда и не пытался.

— Мы считаем, что, если мы уходим от государства, то просить помощи у властей и брать всякого рода дотации — ниже нашего достоинства. Несмотря на разные политические убеждения приезжающих сюда людей, мы готовы служить местом, где можно залечь на дно тем, кто борется с властью. Но только по политическим убеждениям – уголовники нам здесь не нужны. В этом лично для себя я вижу нашу главную задачу и более великую цель, чем обживание заброшенной деревни. Если говорить обо мне, то моя цель — революция. Всё ради того, чтобы свергнуть режим. Вооружённые выступления — глупость, нет подходящей ситуации, – закончил он.
И добавил: «Пока».

Редакции удалось установить, что последний раз представители власти в лице участкового уполномоченного появлялись в убежище революционеров в 2006 году. Это произошло благодаря тому, что случайно проезжавший мимо Бочево прокурор района обратил внимание на подозрительных людей.

P.S.
Анархист Пантелеев не посчитал возможным фотографироваться.

Источник:
Ярослав Токарев
47News

.