Для этой статьи я введу два основных понятия. Это чувственное восприятие или чувства – то, что мы видим, слышим, ощущаем, обоняем, испытываем на вкус. И мышление – слова, которые мы думаем. Статья будет посвящена тому, как разделены и взаимосвязаны эти два механизма, а также почему первый важнее второго. Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и раньше. Мы, как и животные, изначально способны видеть, слышать и ощущать – это наши единственные способы воспринимать мир. По сути, мир для нас существует исключительно в нашем чувственном восприятии. Однако у человека, помимо чувственного восприятия, есть и второй психический механизм – мышления. Это обработка символов, а не чувственных образов и переживаний…Для этой статьи я введу два основных понятия. Это чувственное восприятие или чувства – то, что мы видим, слышим, ощущаем, обоняем, испытываем на вкус. И мышление – слова, которые мы думаем. Статья будет посвящена тому, как разделены и взаимосвязаны эти два механизма, а также почему первый важнее второго.
Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и раньше. Мы, как и животные, изначально способны видеть, слышать и ощущать – это наши единственные способы воспринимать мир. По сути, мир для нас существует исключительно в нашем чувственном восприятии.
Однако у человека, помимо чувственного восприятия, есть и второй психический механизм – мышления. Ученые называют его вторичной сигнальной системой. Это мышление, речь, слова. Это обработка символов, а не чувственных образов и переживаний.
В отличие от чувственного восприятия, мышление возникает у человека не с рождения, а только через несколько лет после него. А если человек не живет среди других людей, оно может не развиться вообще. Впрочем, важно другое – то, что мышление возникает позже чувственного восприятия. Мышление является вторичным по отношению к чувствам.
По сути, слова – это некие скомбинированные обрывки звуков, картинок или других чувственных образов. Мышление основано на чувственном восприятии, оно бы не существовало без чувственного восприятия. Очевидно, что невозможно научить речи того, кто совершенно не воспринимает мир.
Мышление вторично по отношению к чувствам. Однако, у людей оно очень сильно развито. Настолько сильно, что все наше внимание начало фиксироваться на мышлении и игнорировать чувства. Мы начали замечать только мысли. Мысли стали для нас единственной реальностью. Они начали подменять нам настоящую реальность, которая существует исключительно в нашем чувственном восприятии.
В результате для человека стало реально не то, что он видит, слышит и ощущает, а то, что он думает. Как говорится в шуточной поговорке, если факты противоречат теории – чем хуже для фактов. Если чувственное восприятие реальности противоречит мышлению – тем хуже для реальности. Даже если мы видим, что чувственная реальность не соответствует нашему мышлению, мы все равно продолжаем упорствовать в том, что думаем.
Человек замыкается в собственных мыслях. Но есть опасный для такого человека парадокс – мысли все-таки являются следствием чувств. Все наше мышление является вторичной, третичной, сколько-то-ричной переработкой того, что мы чувственно воспринимаем. Мы не можем подумать о том, что никогда не было в наших чувствах. Полностью оторванного от чувственной реальности мышления не существует и не может существовать.
И в результате, чем больше человек направляет внимание на мысли в противовес чувствам – тем меньше пищи для мышления у него остается. Мышление начинает тормозить, буксовать, стопориться. И если человек полностью оторвал свое внимание от чувственного восприятия – мышление вслед за этим прекращается целиком. Человек лишается и чувственного восприятия, и мышления. Он лишается всего. Его психика входит в ступор.
А поскольку практически всем людям свойственно фиксироваться на своем мышлении, от этой проблемы в той или иной степени страдают все. Они либо больше верят мышлению, а не чувствам, и совершают ошибки, либо вообще полностью фиксируются на мышлении, и тогда теряют способность функционировать. Лень, депрессия, апатия – это в первую очередь эффект оторванности внимания человека от его чувственного восприятия реальности. Ведь если человек перестает воспринимать реальность – он теряет способность действовать в ней.
Поэтому нам всем надо учиться направлять внимание не на мысли, а на чувственное восприятие. На все, что мы видим, слышим, ощущаем и так далее. Потому что только это является реальностью, а наше мышление – это вторичный от реальности продукт.
Если вы научитесь обращать внимание на то, что вы чувствуете, вы вернете себе утраченный контакт с реальностью. Вы почувствуете реальность в полную силу. Вы начнете полностью проживать свою жизнь. А ведь это и есть счастье – полное, без исключений, проживание собственной жизни.
Причем, что характерно, чем лучше вы научитесь чувствовать – тем лучше вы научитесь и думать. Потому что мышление, повторю в очередной раз, есть следствие чувственного восприятия. Качество чувств повышает качество мысли. Переставать фиксировать на одном лишь мышлении, мы не утрачиваем его, а наоборот, развиваем. А значит, начинаем и думать, и действовать лучше.
Резюмирую. Всем людям совершенно необходимо учиться направлять внимание не на мышление, а на чувственное восприятие. Только тогда нас ждут и счастье, и успех, и полноценная жизнь.
(с) Дмитрий Лейкин
dmitry-leykin.ru