О сектах и практике развития человека. Отличия

О сектах и практике развития человека. ОтличияСейчас в СМИ нередко упоминаются такие понятия, как «секта» и «деструктивный культ», «перепрограммирование сознания» и «зомбирование». Населению рассказывают о печальных последствиях попадания в секты, дают инструкции, как их избежать и, самое главное, как спасти своих близких от этой участи. Хотя гораздо важнее было бы рассмотреть вопрос не о том, как кто-то куда-то попал, а о том, почему этот человек решил уйти оттуда, где был до этого? А ведь именно это является основным: что такого недостающего хочет найти человек? Не поняв этого, всё остальное не имеет смысла. Огульное причисление к секте системы образования в области внутреннего развития человека, как правило, связано с недостаточной информированностью самого общества в этих вопросах.Эта статья рассчитана на обычный здравый смысл и непредвзятый взгляд, вполне способный отличить невежество, страх, мистику и суеверия от серьезных знаний законов природы, науки и простой психологии.

О сектах и практике развития человека. ОтличияСейчас в СМИ нередко упоминаются такие понятия, как «секта» и «деструктивный культ», «перепрограммирование сознания» и «зомбирование». Населению рассказывают о печальных последствиях попадания в секты, дают инструкции, как их избежать и, самое главное, как спасти своих близких от этой участи.

Хотя гораздо важнее было бы рассмотреть вопрос не о том, как кто-то куда-то попал, а о том, почему этот человек решил уйти оттуда, где был до этого? А ведь именно это является основным: что такого недостающего хочет найти человек? Не поняв этого, всё остальное не имеет смысла.

Огульное причисление к секте системы образования в области внутреннего развития человека, как правило, связано с недостаточной информированностью самого общества в этих вопросах.

Для начала выясним значение пугающего слова «секта».

В Гуманитарном энциклопедическом словаре СЕКТА (лат. sekta — школа, учение, направление) — термин, первоначально употреблявшийся для образования философских школ.
Википедия говорит, что секта — термин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления (то есть – «неправильная религия»).

Нередко даётся и более широкое понятие секты, как организации или группы лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.

По мнению А.В. Муравьёва (советский и российский историк и религиовед), формулировка секты сделана в духе атеистической пропаганды советского времени, когда не то что отклонение, а сама религиозность в целом была под «неодобрением» и считалась пороком общества.
Затем у этого определения появились ещё более «зловещие варианты» — некоторые секты обрели новый статус, получив себе в довесок новые эпитеты — «тоталитарные» и «деструктивные».

По мнению Кантерова И.Я. (религиовед, доктор философских наук), главным недостатком такого понятия, как «тоталитарная секта» является отсутствие устойчивых классификационных признаков, что и «позволяет причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или же оздоровительное учреждение». От себя добавим, что можно дойти до абсурда, подведя под такое определение, даже спортивные организации или сообщества анонимных алкоголиков.

Именно этой свободой трактования успешно в наше время пользуются СМИ и различные «специалисты» по сектам (так называемые сектоведы).

Между тем, в российском законодательстве вообще не существует понятия «секта», «тоталитарная секта», «экстремистская секта».
Кроме того, согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

То есть человек, придерживающийся какой-либо идеологии самосовершенствования и пропагандирующий свои убеждения, не нарушает никаких норм. Данное право гарантировано
ему основным законом страны — Конституцией.

Тем не менее, благодаря подобной пропаганде, у нашего населения уже есть определённые страхи, связанные с сектами.

Чем же отличается деятельность организации с системным образованием в области знаний о внутреннем мире человека
и окружающей его жизни от деятельности секты?

Рассмотрим различия в отношении и в подходах к самым актуальным вопросам нашего общества на примере деятельности центра совершенствования «Путь человека».

— Например, общепринято считать сектой религиозную организацию, в которую легко попасть, но потом очень трудно выйти.

Зачастую школы и центры, чья деятельность связана с развитием человека, могут быть совершенно не связанными с религией. Во-первых, пропаганда знаний о законах природы и о том, что человек — прежде всего часть природы, а уже потом часть социума, не обязательно должна быть религиозного толка. Знание и соблюдение этих законов — залог осознанной, гармоничной и счастливой жизни, и к религии может вообще не иметь никакого отношения.

Во-вторых, прекратить обучение в школах и центрах, дающих такого рода образование, очень легко – в любой момент можно просто перестать заниматься. Гораздо же труднее, для достижения результата, заниматься регулярно.
Более того, как и в любой другой системе образования (школа, институт, аспирантура…), учащийся, не соблюдающий условия обучения, может быть вообще отстранен от занятий.

— Характерна ещё одна черта секты — навязывание своего «товара», т.е. распространение своего учения и вовлечение новых членов различными средствами.

Здесь надо уметь различать тонкую грань между желанием поделиться чем-то хорошим и важным и навязыванием чего-либо в корыстных интересах.
Логичнее всего предоставить человеку возможность получить свой собственный, необходимый для принятия решения, опыт. Попробовать на себе убедиться в том, что можно жить качественно иначе. Без такого опыта любые, самые красивые и правильные слова, останутся только словами.

Знания о развитии человека вообще даются людям для того и только для того, чтобы ими делиться с другими. Закон роста прост: «Я могу претендовать на что-то новое, если полученное передаю дальше».

— Следующая одна из самых волнующих тем: сектант рано или поздно уходит из семьи, отдаляется от родственников и друзей, бросает родных, оставляя их без средств к существованию и т.п.

В школах и центрах, с серьёзным и системным подходом к обучению, всегда особое внимание уделяется тому, чтобы учебный процесс не сказывался каким-то негативным образом на взаимоотношениях в семье! Человека даже не допустят к занятиям, если его близкие категорически против этого. Необходимо сначала уладить отношения со своими родными, а потом уже продолжать обучение.
Ведь, несмотря на то, что человек начинает уделять часть времени своему внутреннему образованию, его ответственность перед членами семьи никуда не пропадает. Это как если бы вы вдруг решили в 35 лет стать профессиональным спортсменом или музыкантом, и помимо всех обычных дел и повседневных обязанностей, вам пришлось бы находить время и средства ещё и для реализации своей мечты.

— Ещё одно опасение заключается в том, что попав в секту, человек уходит от реальности и существует в своих иллюзиях, витает в облаках.

Знания о законах эволюции всего живого, это не что-то отдалённое или оторванное от жизни, наоборот, это помощь с этой самой жизнью по-настоящему познакомиться, ощутить её глубину и смысл. Понять, почему все события происходят именно так, а не иначе.
У человека появляется видение реального положения дел и понимание причины той или иной проблемы.
Обычно бывает достаточно почитать отзывы людей после прохождения каких-либо этапов в обучении. Внимательный взгляд сразу сможет отличить фальшивую «рекламность» от искреннего желания поделиться важным, пережитым опытом.

— Следующий распространенный страх: только секты вытягивают деньги из своих доверчивых последователей, а истинные духовные знания должны передаваться бесплатно.

В обществе большая путаница с определением понятия духовности. Не вдаваясь в глубину тонкостей, его можно раскрыть, как – сознательный труд над своим внутренним изменением, осознанное познавание себя и окружающей жизни.
Глупость же утверждения о «бесплатности духовных знаний» заключается в том, что под такое определение секты в той или иной мере подпадает система образования любой страны мира. Множество оздоровительных организаций. Секции и кружки по интересам, направленные на творческое, культурное и этическое воспитание человека.
Очевидно, что не нужно путать желание наживы с вкладом в развитие и поддержание самой системы такого образования. Любая ложь, фальшь, несоответствие слов поступкам становятся видны здравомыслящему человеку в общении с кем-либо, буквально с первого раза, максимум — со второго-третьего. Что уж говорить, когда люди тесно общаются друг с другом по много лет.

Практически во всех организациях, связанных с образованием в области развития человека, обучение платное, и это, как правило, не скрывается. В большинстве стран мира деньги, как один из факторов попадания на обучение, позволяют уже на начальном уровне отсеять любопытствующих от тех, кому это действительно необходимо. В некоторых регионах вместо денег может выступать их «эквивалент» в виде труда или каких-то ценных предметов. Важно понять, что всё это делается только ради того, чтобы человек этими знаниями дорожил. Это хороший воспитательный аспект. Он доказывает себе, что для него это очень важно.

Так же надо понимать, что люди, которые преподают такие знания, тратят время своей жизни и свои силы. Но делать это просто так, впустую, никто из них не станет… ни за какие деньги. Это равносильно тому, как бессмысленно сдавать свою кровь, которую затем сольют в унитаз. Это не тренинги, где борются за количество участников и не «магазин» услуг, где клиент всегда прав.
Часто недопонимание этого момента происходит из-за того, что людям просто не ведом этот труд, порой крайне изнурительный и крайне неблагодарный.

— Одним из самых главных страхов перед сектой является «программирование сознания, гипноз и применение психотропного воздействия».

Такое мнение может сформироваться только после прочтения многочисленных детективов или просмотра аналогичных фильмов. Но тогда это будет уже не открытая система духовного образования, а закрытая спецлаборатория, состоящая на службе у правительства.
В некоторых школах Тибета или Латинской Америки сохранилось в традиции применение в некоторых случаях (и то, только на самом начальном этапе обучения) небольших, относительно безвредных доз алкоголя или растительных веществ, помогающих войти ученику в определённое трансовое состояние. Это просто, как помощь на непродолжительное время, освободиться человеку от жёсткого контроля ума. Дать ощутить, пережить определённый мистический опыт. Надо понять правильно – не алкоголь даёт этот опыт! Он просто помогает несколько расслабить напряжение, мешающее внутреннему переживанию.
Никакие психотропные или галлюциногенные препараты в системах, обучающих знаниям внутреннего развития, не применяются. В этом нет никакой необходимости. Человек, пришедший на обучение, чётко осознаёт, для чего он занимается и для чего готовит себя и свой организм. Речь идёт не о каких-то блаженных состояниях или супер возможностях – это никогда не являлось самоцелью практических знаний. Естественное налаживание всё более гармоничных отношений со своей жизнью, через изменение себя – вот один из критериев, по которым человеку можно определиться в вопросе секты.

В присутствии критического мышления у адептов той или иной системы, можно убедиться, лишь познакомившись с ними поближе.

Меняет человека всегда только его жизненный опыт. И с этой точки зрения нужно понимать, что рассчитывать на приобретение такого необходимого опыта, ничего при этом не делая самому, невозможно! Человек через какое-то время просто уйдёт из такой «практики». Гипнотизировать, «накладывать руки», колдовать или продавать счастье за деньги равносильно тому, как проживать за человека его жизнь. Никто этим заниматься не будет. Этот опыт приобретается только сознательным регулярным трудом над собой.

— Считается, что членами сект становятся несчастливые люди с неустойчивой психикой, те, у кого не сложилась жизнь.

Это утверждение в определённой мере можно отнести к вопросу, который мы затронули в самом начале – «Не почему человек куда-то попал, а почему он ушёл оттуда, где был до этого?»
Совершенно счастливый человек с устойчивой психикой и сложившейся жизнью, ничего дополнительно искать не станет – он самодостаточен. Но таких людей в нашем мире нет. И не может быть. Закон жизни – развитие, а если у человека всё в порядке, то развиваться он не станет. Жизнь не заинтересована в бессознательном счастье для человека.

Как правило, люди, обучающиеся в центрах развития, принадлежат к самым разным социальным и культурным слоям, являются представителями различных профессий, разных вероисповеданий, самого разного возраста. Они могут быть вполне состоявшимися, как в финансовом, так и в личностном плане, живущими обычной жизнью.

Раньше их бы ничего не объединяло. Высокая цель, стремление к ней и помощь в этом другим людям, выступает тем цементирующим началом, что позволяет объединить совершенно разных людей не просто в сообщество по интересам, а в братство. Это позволяет приобретать совсем другое наполнение, глубину и мудрость всего сущего – иначе говоря, люди становятся всё более счастливыми. Ведь если мы говорим о жизни в согласии с законами природы, то, как следствие, и жизнь человека, и он сам, начинают расцветать.

— Следующая характеристика присущая, как правило, так называемым «тоталитарным сектам» — это беспрекословное подчинение лидеру культа, его основателю.

Наставники, преподаватели, учителя систем внутреннего развития, это люди, которые прошли определённый участок пути развития человека (процесс познания жизни бесконечен), и знают, обучены тому, как помочь другим это сделать быстро и с соблюдением необходимой техники безопасности.
Надо понимать, что любой учитель – это, своего рода, тренер, наставник. Поэтому, с одной стороны, как в том же спорте, если вы не будете слушать рекомендации тренера, то в виде последствий могут быть серьезные травмы; а с другой — никакое поклонение или обожествление тренера без собственного труда над собой ни к чему не приведёт.

Кроме того, это скромные люди, которые живут очень просто. Ведь знания законов природы дают мудрость и позволяют понимать, насколько каждый из нас связан со всем вокруг, а также то, что нам в жизни всё дается лишь на время. Именно поэтому, когда их просят рассказать о себе и своих способностях, всегда говорят одно: «Сам по себе я не представляю никакой ценности — бесценны Знания, которые я передаю».
Не нужно путать необходимую и должную требовательность к учебному процессу и «руководящее» влезание в личную жизнь занимающегося.

Если ученик не доверяет своему учителю, то учитель для него бесполезен. Человеку тогда следует найти того, кому он мог бы довериться.

— И последнее, что хотелось затронуть в этой статье: секта – это замкнутое, обособленное, закрытое общество.

Центры развития открыты для всех. Они не прячутся и не обосабливаются. В них хотят делиться знаниями, опытом, помогая людям познавать себя и свою жизнь, проявлять себя на благо всему живому.

Рассматривать отличия в оставшихся характеристиках сект, таких, как: занятия экстремистской деятельностью, продажа оружия, наркотиков или «донорских» органов, подготовка террористов и т.п., думаем, смысла нет.
Удержать добровольно здравомыслящего человека в такой организации без применения, каких-либо наркотических веществ или препаратов, подавляющих волю, невозможно.

Авторы:
Валентина Пулло, Андрей Башун,
инструкторы курса «смехотерапии и глубокой релаксации»,
обучающиеся в центре совершенствования «Путь человека».

.