Современный подход к анализу кризиса профессионального развития рассматривает его как явление динамичное, имеющее в своём развитии несколько фаз {9; 32}. Для нас особый интерес представляют различные варианты проявления личностью сверхнормативного уровня социально-профессиональной активности на разных этапах развития кризисной ситуации в профессиональном становлении личности. Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк выделили виды кризисных событий по их источникам, локализованным в предкритической фазе кризиса. В нашей работе мы дополнили их классификацию кризисных событий, взяв за критерий уровень социально-профессиональной активности при выработке и реализации способа выхода из кризисной ситуации в критической и посткритической фазах кризиса. Для анализа событий СКПК мы выделяем нормативный и сверхнормативный уровень социально-профессиональной активности личности.
События нормативные и случайные развиваются и разрешаются без включения личности как субъекта, не являются «пространством» реализации её смысловых установок. Поступком мы будем считать критическое событие, в ходе которого личность реализует субъективно значимые цели профессиональной карьеры, за счёт сверхнормативной активности преодолевая или испольуя сложившиеся независимо от неё внешние обстоятельства. Применённый нами подход позволил также выделить случай, когда критическая ситуация инициирована и разрешается активностью субъекта. Такое критическое событие мы будем рассматривать как акт самоактуализации личности, акт реализации личностью своего потенциала в сфере профессиональной деятельности {6; 32}. Представленная классификация критических событий позволяет обнаружить и локализовать проявления активности субъекта и самоактуализацию личности в событиях СКПК, уточнить критерии выделения нормативных, случайных и сверхнормативных событий в психоавтобиографической методике изучения функционирования личности в качестве субъекта профессиональной карьеры.
Психологическая автобиография как вариант биографического метода изучения жизненного пути личности близка идеографическому подходу к измерению и распознаванию индивидуально-психологических особенностей человека в психодиагностике {3}. Методически для него характерна тесная интеграция стимула и способа фиксации реакций в саму диагностическую процедуру, включающую специально разработанные инструкции и бланки. Психоавтобиографическая методика оценки функционирования личности в качестве субъекта профессиональной карьеры также представляет собой единую диагостическую процедуру, в которой ключевую роль играет включение респондента в деятельность по самоанализу критических событий своей профессиональной биографии по заданным критериям.
Процедура выполнения психоавтобиографической методики начинается с вступления диагноста, нацеленного на организацию общего направления анализа, стимулирование активности респондентов и создание атмосферы доверия и защищённости в процессе диагностики. Рекомендуемая длительность вступительного слова в пределах трёх минут.
Профессиональную судьбу каждого человека можно представить как цепь событий, определивших её развитие. Такие события могут происходить в любом возрасте — от детства до старости. Анализ человеком событий, определивших путь его профессионального становления, позволяет сделать обобщения и выводы, необходимые для решения актуальных проблем построения дальнейшей профессиональной карьеры.