Однажды в одном из своих выступлений мудрый Далай-лама, лидер тибетских буддистов, лауреат Нобелевской премии мира и основатель движения «Деятельность во имя счастья» (Action for Happiness), сказал: «Если каждого 8-летнего ребенка обучить медитации, мы решим проблему насилия в мире за одно поколение». Что имел ввиду Его Святейшество, произнося эти слова? Что за необычная форма празднования Дня мира? Какова связь медитации с распространением мира на Земле? Здесь ответы на эти и другие вопросы, связанные с эволюцией человеческого сознания в пользу большего сострадания, взаимопонимания, миротворчества и устойчивого развития не с философско-эзотерической, а с научной точки зрения. Такой разговор становится возможным благодаря последним достижениям ученых-нейрофизиологов.21 сентября 2015 в 34-й раз отмечался Международный день мира. В этот день люди во всех уголках планеты организовывают и принимают участие в различных мероприятиях, посвященных тематике мира. ООН в этот день обращается ко всем странам и народам с просьбой прекратить военные действия и отметить его проведением образовательных и общественных информационных акций по проблемам мира. День призван заставить людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.
Будучи женщиной и мамой троих маленьких детей, я имею мало рычагов для того, чтобы внести какой-то практический вклад в Дело Мира в моей стране, уставшей от войны, экономического кризиса и политических разногласий. И все же я попробую, поскольку глубоко убеждена, что мир, как и счастье, приходит изнутри.
За последние годы мы привыкли ассоциировать мир с прекращением огня. Здесь я представляю необычный взгляд на «проблемы мира». Возможно, кто-то из читателей захочет взять его на вооружение и простые вещи, описанные в этой статье, помогут кому-то найти свой незамысловатый способ заботы о мире—в себе, своей семье, своей стране, на своей Планете.
Однажды в одном из своих выступлений мудрый Далай-лама, лидер тибетских буддистов, лауреат Нобелевской премии мира и основатель движения «Деятельность во имя счастья» (Action for Happiness), сказал: «Если каждого 8-летнего ребенка обучить медитации, мы решим проблему насилия в мире за одно поколение».
Что имел ввиду Его Святейшество, произнося эти слова? Что за необычная форма празднования Дня мира? Какова связь медитации с распространением мира на Земле? Здесь ответы на эти и другие вопросы, связанные с эволюцией человеческого сознания в пользу большего сострадания, взаимопонимания, миротворчества и устойчивого развития не с философско-эзотерической, а с научной точки зрения. Такой разговор становится возможным благодаря последним достижениям ученых-нейрофизиологов.
В процессе углубления в нейропсихологию и нейрофизиологию в поисках эффективных способов преодоления хронического стресса, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), депрессии, синдрома дефицита внимания у детей и взрослых несколько лет назад меня заинтересовало влияние восточных созерцательных практик на нервную систему человека и возможность использования медитации в процессе психотерапии. Я погрузилась в изучение психологической и психофизиологической диагностики, читала работы исследователей в области науки о мозге, а также обучилась навыкам медитации и сама начала ее практиковать. Взгляд на медитацию, который я здесь представляю, основан на личном опыте практика и исследователя, а также на наблюдениях за медитирующими взрослыми и детьми. Этот текст ни в коем случае не преследует цели склонить читателя к какому-либо течению или технике медитации. Все же мне будет приятно, если через него кому-то откроется понимание важности регулярной тренировки более высоких состояний сознания как минимум для улучшения здоровья, личной эффективности и психологического равновесия.
Впервые я обучилась медитировать в 2009 году, пройдя 10-дневный молчаливый ретрит в буддийской традиции «випассана». Тем не менее, несмотря на полезный опыт и запомнившееся на всю жизнь первое переживание измененного состояния сознания, я так и не смогла интегрировать практику в жизнь: эта строгая техника требует высокой концентрации, энергозатратна и предполагает практику на протяжении часа утром и в вечернее время, что нереально для занятой женщины и мамы. Прошло несколько лет, прежде чем я нашла свою технику медитации, чей нейрофизиологический паттерн соответствовал моему запросу и которую получается выполнять регулярно и с удовольствием.
Наука всегда скептически относилась к древним традициям созерцательных практик, а практики медитации с тем же скепсисом относились к требованиям ученых предоставить какие-либо доказательства практической пользы медитации.
Конец XX века был ознаменован прорывом в сфере развития медицинского диагностического оборудования, которое позволяет детально исследовать биохимические, энергетические и электрические процессы, происходящие в человеческом мозге. С этого времени проводятся исследования влияния медитативных практик и технологий, расширяющих сознание, на физическое и психологическое здоровье людей.
Благополучие—это навык, который можно тренировать
По мнению Ричарда Дэвидсона, профессора психологии и психиатрии в Висконсинском университете в Мэдисоне, «благополучие—это навык, который можно тренировать». Эта цитата является итогом многолетних профессиональных изысканий Ричарда Дэвидсон,—благодаря исследованиям мозга он эмпирически подтвердил аксиому восточных духовных традиций: «изменишь свой ум—изменишь мир».
Дэвидсон возглавляет Центр исследования здоровых умов (Сenter for Investigating Healthy Minds) в Вайсманском центре при Висконсинском университете в Мэдисоне, который был основан в 2008 году. Центр занимается изучением практики медитации, а также исследованиями таких качеств нашего ума, как доброта, сочувствие и умение прощать—их нейрофизиологических проявлений.
Когда Дэвидсон был студентом магистратуры в середине 1970-х, то шокировал своих профессоров тем, что уехал в Индию исследовать медитативные практики и буддийские учения. После трёх месяцев, проведённых в Индии и на Шри-Ланке, Дэвидсон вернулся домой, уверенный в том, что будет заниматься исследованием медитации. Открытие этого Центра ознаменовало личный триумф Дэвидсона как ученого, Национальный институт здравоохранения США выделил финансирование сразу нескольким исследовательским проектам, посвященным изучению воздействия медитации на человека.
Нейроученые выявили у тысяч практиков медитации—от новичков-горожан до монахов из тибетских монастырей—изменения в мозговой активности по сравнению с теми, кто не медитирует. При помощи современных научных методов удалось обнаружить и доказать то, о чем практикующие медитацию твердят веками: медитирующий человек становится более спокойным, у него снижается уровень стресса, он начинает лучше управлять своим вниманием. Научные исследования подтвердили реальные изменения в мозговых структурах медитирующих людей.
Очевидно, что за последние десятилетия медитация перестала быть исключительной прерогативой отшельников-индусов или экзальтированных британских хиппи. Среди постоянных практиков медитации фигурируют такие имена, как телеведущая Опра Уинфри, кинорежиссер Дэвид Линч, музыкант Пол Маккартни, актер Джим Керри, премьер-министр Индии Наренда Моди. Соучредитель компании «Apple» Стив Джобс много лет практиковал медитацию. Эти занятия, по утверждению самого легенды бизнеса, помогали ему «успокоиться, обострить интуицию, прояснить видение и ощутить себя в настоящем времени здесь и сейчас».
Такие корпорации, как «Google», «Target», «Ford», «LinkedIn», «Twitter», «Facebook» обучают своих сотрудников практике внимательности (mindfulness) и поощряют проведение медитативных сеансов в течение рабочего дня.
Некоторые вопросы, связанные с актуальностью осознанностью
— С чем связан мировой бум на обучение и практику осознанности в западном мире?
— Дело в том, что такие свойства, как внутреннее спокойствие, эмоциональная уравновешенность, ясность мышления, умение слушать и слышать, договариваться ненасильственными способами и сотрудничать, напрямую связаны со здоровьем нервной системы человека.
По мере роста информационной перегрузки, хронического стресса и эмоци