На каком-то этапе аппарат осуждения нашего окружения можно постараться развернуть против нас – чтобы мы увидели себя, свои поступки в свете собственного судилищного аппарата. А аппарат самооправдания полезно развернуть на наше окружение. Это становится возможным после обретения некоторой свободы в управлении собой. Так мы обнаружим, что если поступки других людей оправдывать так, как мы оправдываем свои поступки, то они ничуть не хуже наших. Да и наши поступки ничуть не праведнее прочих. Все одинаково – Самсара. Однако на следующем уровне практики осознанности мы понимаем, что не нам судить, какие мы сами. Так приходит понимание, что пора расставаться с аппаратами суждения и оправдания…Предыдущие части материала:
Начинающим практикам. Часть 1
Начинающим практикам. Часть 2
Начинающим практикам. Часть 3
Начинающим практикам. Часть 4
Начинающим практикам. Часть 5
Начинающим практикам. Часть 6
«Не суди» будешь?
На каком-то этапе аппарат осуждения нашего окружения можно постараться развернуть против нас – чтобы мы увидели себя, свои поступки в свете собственного судилищного аппарата. А аппарат самооправдания полезно развернуть на наше окружение. Это становится возможным после обретения некоторой свободы в управлении собой. Так мы обнаружим, что если поступки других людей оправдывать так, как мы оправдываем свои поступки, то они ничуть не хуже наших. Да и наши поступки ничуть не праведнее прочих. Все одинаково – Самсара.
Однако на следующем уровне практики осознанности мы понимаем, что не нам судить, какие мы сами. Так приходит понимание, что пора расставаться с аппаратами суждения и оправдания. Ведь ощущать собственный грех, т.е. карму – это не одно и то же, что осуждать себя (или других). Оказывается, что судить себя также греховно, как и другого. На этом этапе, чтобы двигаться дальше, нам придется оставить эту оценочную работу Богу.
Однако чаще всего я вижу случаи, когда эту мысль (которая много где написана) использует чья-нибудь самость в целях оправдания своих поступков. Люди, подконтрольные самости, считают примерно так: «ведь написано, что себя нельзя судить, вот я и делаю гадости сколько хочу, но только это не гадости вовсе, поскольку я не имею права себя судить; я поступаю, как могу, такова моя природа».
Но что мы понимаем под словом «себя» в изречении «не суди себя»? На начальных этапах мы под этим словом можем подразумевать только нашу самость. Поскольку пока еще она правит бал в нашем внутреннем пространстве и никакого другого «себя» мы просто не можем подразумевать. Так получается, что наша самость заставляет нас потакать ей, прикрываясь высказываниями мудрых людей.
Когда самость берет на вооружение такие высказывания, получается лишь обратный эффект – укрепление самости. Поэтому нужно быть осторожными с заучиванием и повторением высказываний, смысл которых мы как бы понимаем, но на своем жизненном опыте мы пока не открыли этот смысл. Ведь каждая такая фраза открывается каждым практикующим заново. И всегда это большой сюрприз.
И мы говорим тогда: «так вот что имелось в виду!».
* * *
В рамках этого текста я ни в коей мере не претендую на уникальность или на авторство техник и советов. Тем не менее, я изложил собственный опыт на тему стартовых положений практики. Каждое слово, написанное здесь, было мной прожито и осмыслено. Возможно, кому-то эта статья будет полезной в нелегкой борьбе за свою свободу – за освобождение глубинного «я» от всего наносного, преходящего и лишнего.
Автор:
Илья Бондаренко
meditationacademy.ru