Иллюзия справедливого мира

Иллюзия справедливого мираНаверняка вам знакомо выражение «как аукнется, так и откликнется», или же вы встречали людей, говорящих об удачном стечении обстоятельств как о карме — всё это следствия веры в справедливый мир. Ужасно думать, что мир несправедлив. Куда как приятнее верить в карму и справедливость, честность и воздаяние. Мир, с праведниками на одной чаше весов и грешниками — на другой, кажется имеющим смысл. Вам хочется верить, что те, кто упорно трудятся и многим жертвуют, преуспевают, тогда как те, кто ленится и обманывает — нет. В действительности это не всегда так. Успех зачастую зависит от того, где вы родились и выросли, от социального и экономического статуса вашей семьи и слепого случая…Женщина идёт в клуб в туфлях на шпильках, мини-юбке и без нижнего белья. Там она напивается, и, спотыкаясь, уходит домой, сворачивая не в ту сторону. В конце концов, она оказывается в опасном районе, где её насилуют.

Можем ли мы винить её? Сама ли она виновата в случившемся? Она напрашивалась на это?

В исследованиях, где людям представляют похожие сценарии и задают схожие вопросы, они, как правило, отвечают «да» на все три из них.

Иллюзия справедливого мира

В художественных книгах плохие парни проигрывают, а хорошие — побеждают. Потому что именно таким мы хотим видеть мир — честным и справедливым. Уверенность в том, что мир таков, известна в психологии как когнитивное искажение, называемое «ошибкой справедливого мира».

Точнее, это искажение — линза, сквозь которую мы смотрим на мир. Оно заставляет нас предсказуемо реагировать на проблему бездомных, наркоманию и другие ужасные несчастья — верить, что люди, попавшие в эти трудные ситуации, сделали что-то, чем это заслужили. Ключевое слово здесь «заслужить». Никто не доказал, что плохой выбор ведёт к плохим последствиям.

В 1966 году Мелвин Лернер (Melvin Lerner) и Каролин Симмонс (Carolyn Simmons) проводили исследование, в ходе которого 72 женщины наблюдали, как другая женщина решает задачи и получает болезненные удары током, когда ошибается. Она, конечно, притворялась, но наблюдавшие за ней не знали об этом. К идее этого исследования Лернера подтолкнули некоторые аспекты работы с психически больными людьми. Он заметил, что он сам, другие врачи, медсёстры и санитары иногда оскорбляют страдающих пациентов, придумывают истории о них, смеются над их болезнями. Лернер считает, что такое поведение может быть попыткой защитить психику людей, соприкасающихся с таким огромным количеством скорби и отчаяния.

В своем исследовании он просил испытуемых описать женщину, получающую удары током, и многие из них принижали её. Они плохо отзывались о её внешности и характере, говорили, что она заслужила это. Во время преподавания одного из курсов Лернер заметил, что многие его студенты считают бедных людей всего лишь лентяями, надеющимися получить всё бесплатно. Так он провёл ещё одно исследование, где двое мужчин решали головоломки. В конце испытания выбранный случайным образом испытуемый получал большую сумму денег в качестве награды. Наблюдавшие за этим люди знали, что награда присуждалась случайно. И тем не менее, когда позже их просили оценить мужчин, получившего награду они характеризовали как более умного, талантливого, продуктивного, говорили, что он лучше справлялся с головоломками.

Дальнейшие исследования также дают основания говорить о том, что люди стремятся видеть мир честным. Даже когда в этом есть сомнения, мы притворяемся, что это так.

Отрывок из эссе Клэр Андре (Claire Andre) и Мануэля Веласкеса (Manuel Velasquez), подготовленного для Центра прикладной этики Маккула:

«Зик Рубин (Zick Rubin) из Гарварда и Летиция Энн Пеплоу (Letitia Anne Peplau) из Калифорнийского университета в ходе исследований выявили типичные черты людей, верящих в справедливый мир. Согласно результатам, такие люди, как правило, более религиозны, деспотичны и консервативны. Они чаще поддерживают политических лидеров и существующие социальные институты, отрицательно относятся к дискриминируемым группам. В меньшей, но всё ещё значительной степени верующие в справедливый мир “ощущают меньшую потребность изменить общество или облегчить положение его жертв”».

Наверняка вам знакомо выражение «как аукнется, так и откликнется», или же вы встречали людей, говорящих об удачном стечении обстоятельств как о карме — всё это следствия веры в справедливый мир.

Ужасно думать, что мир несправедлив. Куда как приятнее верить в карму и справедливость, честность и воздаяние. Мир, с праведниками на одной чаше весов и грешниками — на другой, кажется имеющим смысл. Вам хочется верить, что те, кто упорно трудятся и многим жертвуют, преуспевают, тогда как те, кто ленится и обманывает — нет.

В действительности это не всегда так. Успех зачастую зависит от того, где вы родились и выросли, от социального и экономического статуса вашей семьи и слепого случая. Никакая тяжёлая работа не может повлиять на эти факторы. Однако это не значит, что вы должны сдаться, если родились бедным.

Ошибка справедливого мира также внушает нам ложное чувство безопасности. Вам хочется, чтобы всё было под контролем, так что вы убеждаете себя, что пока вы избегаете плохих поступков, ничего не случится. Вера в то, что правильное поведение уберегает от бедности, беременности, наркозависимости и изнасилований, порождает чувство безопасности. Мы приходим в ярость, когда ленивые обманщики и мошенники преуспевают, пока пожарные и полицейские вкалывают за гроши. В глубине души мы хотим верить, что трудолюбие и честность ведут к успеху, тогда как лень, зло и обман — это путь к гибели, так что мы просто редактируем мир так, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям. Однако на самом деле зло часто процветает и никогда не платит по счетам.

Есть ряд историй о людях, которые, впервые видя узников концентрационных лагерей, предполагали, что те — ужасные преступники. Наши первые мысли являются порождением справедливого мира нашего разума.

Почему это происходит?

У психологов нет однозначного ответа. Некоторые говорят, что это потребность предсказывать последствия наших действий, некоторые — что это желание быть уверенными в принятых в прошлом решениях. Необходимо больше исследований.

Несомненно, вам хотелось бы жить в мире, где добро всегда побеждает зло, но вы живёте не в нём.

Источник:
Движение Брайтс
Дэвид МакРэйни «The Just-World Fallacy»
Над переводом работали Галина Тофан и Елена Кочкина.

.