Хотя внешнее обличие буддийского монаха определяется канонами Винаи, тем не менее, существует некоторые отличия в одежде между последователями разных традиций и школ. Причиной тому не только историческое и экономическое влияние, но зачастую важным фактором служат особенности климата или национальные обычаи в одежде. Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.
Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.
Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.
Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии , Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:
— черный, белый в Японии;
— черный, серый и темно-коричневый в Китае,
— серый, бордовый в Корее.
Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др.
Например:
— нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь;
— монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
— если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
— изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
— в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.
Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.
Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).
Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка)
Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.
1.1 Цвет
Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.
1.2 Состав
В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:
— Антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
— Уттара санга (тивара, чивон) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
— Сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.
1.3 Неканонические отклонения
В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.
Монахини пользуются белыми одеяниями.
Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия)
2.1 Цвет
В монашеской одежде буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.
2.2 Состав
— Нижнее белье (саронг и безрукавка);
— Дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
— Шемдап – верхний саронг;
— Зен – накидка.
2.3 Неканонические отклонения
На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.
Сото-дзен (Япония, Китай, Корея)
3.1 Цвет
В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка — в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.
3.2 Состав (Япония)
— Шата – нижний халат белого цвета;
— Коломо — верхний черный халат с поясом;
— Кеса (кашая, ракуса).
3.3 Неканонические отклонения
В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.
Источник:
tairoom.ru