Йога. Метафизика травм

Йога. Метафизика травмВ данной статье хотелось бы поговорить на тему, не совсем «радужную», ту, которую в «прогрессивных йогических кругах», мягко говоря, недолюбливают, а то и вовсе стараются избегать… Речь пойдет о травмах. Чаще всего — это какое-то воздействие и/или влияние, оказываемое на человека, или совершаемое им самим, приводящее к искажениям, проявляющимся в итоге на самых различных уровнях его существа: начиная от чисто физических и заканчивая искажениями, проявляющимися на уровне личности, происходящими в результате психологической, эмоциональной и/или психической травмы. В контексте йоги и тех, кто ее практикует, о травмах можно говорить в двух основных ключах: это те, кто приходит к данной практике для того, чтобы избавиться от каких-либо, уже проявившихся искажений, а также те, у кого эти искажения в результате практики проявились.Йога. Метафизика травмВ данной статье хотелось бы поговорить на тему, не совсем «радужную», ту, которую в «прогрессивных йогических кругах», мягко говоря, недолюбливают, а то и вовсе стараются избегать… Речь пойдет о травмах.

Не вдаваясь особо в подробности этимологии данного понятия, мы обратимся сразу же к тому, что мы подразумеваем под этим словом. Чаще всего — это какое-то воздействие и/или влияние, оказываемое на человека, или совершаемое им самим, приводящее к искажениям, проявляющимся в итоге на самых различных уровнях его существа: начиная от чисто физических (связанных с телом и его правильным функционированием), и заканчивая искажениями, проявляющимися на уровне личности, происходящими в результате психологической, эмоциональной и/или психической травмы.

В контексте йоги и тех, кто ее практикует, о травмах можно говорить в двух основных ключах: это те, кто приходит к данной практике для того, чтобы избавиться от каких-либо, уже проявившихся искажений, а также те, у кого эти искажения в результате практики проявились.

На данный момент йога как таковая в социуме обретает все большую популярность, а зачастую становится модным трендом. Все больше и больше людей интересует данная система развития, и «признаться» в компании друзей, или знакомясь с кем-то, что практикуешь йогу — становится «круто». Довольно часто можно столкнуться с тем, что тебя сразу причисляют к какому-то особенному кругу людей. Чего стоят просто-таки сакраментальные высказывания типа: «ну ты же йог!» — и далее по списку из умозрительных представлений восклицающего о том, что йоги должны и чего не должны делать.

Но речь не об этом. Вернемся к травмам, и остановимся вначале на тех, кто приходит в практику йоги для того, чтобы снискать «чудодейственное исцеление». Обычно искажения данного толка у такого типа персонажей бывают следующие. Эмоциональные (жизнь, переполненная стрессами, — что может быть связано с работой, семьей, детьми и другими самыми разнообразными факторами). Тогда индивид приходит в йогу, потому что это «успокаивающая и релаксирующая практика». Физические (к которым могут относиться пресловутый «лишний вес», боли в пояснице, боли в теле как таковые — самого разнообразного толка и происхождения, и т.п.). И тогда люди, идущие в йогу, пытаются использовать ее как лечебную физкультуру.

Но здесь возникает вполне резонный вопрос: не будут ли и являться все эти «йогические потуги» именно лечебной физкультурой? И быть может, если речь идет конкретно о восстановлении здоровья (на самых разнообразных уровнях), то начинать стоит как раз с лечебной физкультуры?

А йога, если она вам так нужна, — и будет по-прежнему нужна после того, как ваше здоровье полностью придет в норму, — в любом случае «приложится», и так или иначе будет проходить красной нитью через всю вашу жизнь. Если же ваш ум настойчиво или даже навязчиво декларирует, что заняться следует именно йогой, — быть может, стоит, прежде всего, задуматься о самой сути данного желания, о его «корнях», и внутренне понаблюдать, откуда у него «растут ноги». Является ли это вашей истинной потребностью, — вашего Духа и души, — либо виной всему разгоряченное эго и воображение, которое хочет добавить вашему образу и статусу среди друзей и знакомых дополнительной «крутости».

…Что же, а теперь приступим к «самому интересному»: — тем, у кого травмы и искажения проявились в результате занятий йогой. Самые распространенные травмы — это, естественно, физические. Травмами коленей, болями в шее и ноющими запястьями удивить кого-либо, на самом деле, довольно сложно. Чаще всего практикующие обвиняют в этом «доморощенных йога-тичеров», к которым они сами же ходили. Своими же ногами; — и последние при всем при этом до практики не ныли и даже не болели. Также травмы бывают и на уровне личностных искажений, и избавиться от них бывает сложнее, чем от травм, проявляющихся на «физике». Это травмы, связанные со страхом «перестать практиковать», «пропустить денек», когда вся жизнь становится умело подстроенной под практику, становясь просто неуклюжим дополнением к такой громадной и важной йоге. Не практика является частью жизни, — тем, что, на самом деле, призвано делать ее более радостной, более осознанной и гармоничной, — а жизнь становится малой частью практики, — за гигантским образом которой эта самая жизнь, в принципе, мало просматривается.

Результатом всего этого является фанатизм, тенденции которого со временем становятся все более нездоровыми: человек все больше закрывается от мира (и, соответственно, все больше практикует), далее у него развиваются такие черты как эгоизм, гордыня, и тенденция смотреть на всех свысока, особенно на тех «животных», которые живут себе обычной жизнью, ни сном ни духом о йоге не помышляющие. Такие адепты часто забывают о первом же принципе самой первой ступени йоги — того, с чего, по сути, как раз следует начинать выстраивать свою практику: ненасилие.

Это самый первый из пяти принципов ямы — того, чего не следует делать желающему добиться успеха в йоге. И в данном контексте — не является ли насилием чрезмерная практика? — Когда мы настолько разучились слышать и слушать сигналы нашего организма, — что со временем и вовсе перестаем их различать, — не замечая, что приближаемся к «красной черте»? Не является ли насилием шаблонность мышления? — Когда человек пытается всех людей разделить всего на две характеристики: «йоги» и «не-йоги», — и заранее приписывает как тем, так и другим, по его мнению, неоспоримые качества, соответствующие им.

Вообще, по большому счету, насилием является все то, что, по нашему мнению, «входит в конфликт с реальностью», и чему мы отчаянно противимся, игнорируем и отказываемся принимать. Когда мы надеваем на реальность свои Бог весть как придуманные рамки и концепции. А потом усиленно сражаемся с нею, стараясь отстаивать то, что искусственно создали…

И мы поговорили лишь об одном факторе, который может вызывать нарушения. На самом деле их гораздо больше. — Здесь и однобокость практики, и травмирующие сознание психотехники, и отсутствие должного заземления, и некие «базовые» искажения, от которых практикующий не избавился перед тем, как приступать к действительно серьезным вещам, требующим как минимум первичной внутренней подготовки и чистоты (приходящей, в первую очередь, после практики пресловутой ямы-ниямы как минимум пару лет).

Результатом всего этого являются искажения, проявляющиеся на уровне личности, — а также том, который можно обозначить как психический (от слова «психо» — душа). Проявления данных искажений бывают самые разнообразные: от буквально панических атак (особенно связанных с мыслями о невозможности практиковать), до самых разнообразных потерь адекватности, во всех формах и «размахах».

Любопытным фактором здесь является то, что такие индивиды, осознав, что с ними что-то не то, — также часто винят тех, через кого к ним «все это пришло». Особенно когда осознают себя загнанными в тупик (на самом деле собственных заблуждений), или уже после того, как оказываются «несолоно хлебавши».

Как же помочь в данном случае себе?
И о чем здесь, прежде всего, необходимо помнить?

Несмотря на достаточную «не-эзотеричность» статьи, разговора о карме избежать не удастся. Если глубоко, всем своим существом, прочувствовать, или хотя бы постараться осознать тот факт, что все то, что приходит к нам — в виде «хорошего» или «плохого», в виде событий жизни и поступков людей, адекватно вписывающихся в наши представления о мире, или же совсем от этого далеких, — все это, и много-много больше, — приходит к нам согласно нашей карме.

Не будем сейчас слишком углубляться, используя теории прошлых жизней и прочие, для некоторых, довольно неоднозначные трактовки, — лишь обозначим, что в нас, в нашем существе, практически на всех уровнях, начиная от физического, и заканчивая самыми глубинными слоями подсознания, — присутствуют определенные искажения. По большому счету, мы и приходим в этот мир, чтобы максимально все данные нам (присутствующие в нас), по той или иной причине, искажения проработать.

И йога — является тем индикатором, той лакмусовой бумажкой, которая в нас эти искажения обозначает, а порой выставляет напоказ, словно оголенные провода. Дескать, — «пилите, Шура, пилите — она золотая…»

Еще одним довольно явным подтверждением данной теории о карме является тот неоспоримый факт, что разные практики на разных практикующих воздействуют по-разному. Это можно также объяснить и в свете того, что все люди разные. Но порой неоспоримо вредные (или полезные — давайте будем оптимистичнее) практики воздействуют совершенно по-разному. Бывает, что кому-то какая-то «безусловно полезная вещь» приносит сплошной вред, кому-то ничего, а кто-то получает одни бонусы. Или наоборот. Бывает, что случаются, как в йоге, так и в жизни, и совсем «мистические» вещи, — например: шел по ровной местности и вывихнул ногу, или — усаживал себя насильно в позу лотоса, задорно хрустя коленями, — и ничего (хотя, справедливости ради, стоит заметить, что такой вид «чуда» происходит все-таки реже)… Да, все это можно списать на случайности, на разность всех нас, — но за всем этим ощущается нечто гораздо более глубокое…

Так что же делать?.. Отринуть йогу как нечто безусловно травматичное, вредное и травмоопасное?

…Следует заметить, что данная статья ни в коем случае не ставит себе за цель сделать анти-рекламу йоги, напугать тех, кто только начинает заниматься, или привести в «праведный гнев» тех, кто давно практикует, избегающих травм или травмированных.

В данной статье лишь предлагается задуматься, и честно (соблюдая второй принцип ямы) ответить себе на вопрос: а зачем мне все это нужно? И внимательно послушать ответ.

Сначала ум будет отнекиваться, придумывать доводы или домыслы, — начиная с того, чтобы вообще не тратить на подобного рода «ерунду» время, и не «заморачиваться». Но потом, при должном усердии, ответ прийдет… Он прийдет из глубины, услышанный в тишине ума и ясности сердца. Он выступит как подземные воды на сырой весенней земле, проявляясь на поверхности нашего сознания.

И кто знает. Быть может, после этого вы займетесь чем-то совсем другим. Но тоже безусловно полезным. Тем, что намного более отчетливо и мощно поможет вам самовыражаться и проявляться в этом мире.

А насчет йоги… На самом деле, это довольно грамотная практика, всесторонне развивающая и целостно прорабатывающая человеческое существо. Но работает она именно так только при грамотном, гармоничном и здравом подходе. Когда человек не ударяется в крайности, увлекаясь только физкультурой или только психотехниками. Когда человек соблюдает грамотный вход в практику, следуя пресловутым принципам ямы-ниямы, о которых мы уже говорили. Хотя бы для начала.

Когда без йоги и духовного развития человек вообще не понимает, зачем он здесь, в этом мире «болтается». Для того ли, чтобы в тысячный раз испытывать одни и те же радости и получать удовольствия, которые уже так знакомы?..

Если такой вопрос возникает и встает на кону, если человек использует инструменты (коими может быть далеко лишь не одна только йога), данные ему по милости Судьбы, во благо — себе и миру; «не замыкая поток на себя»; возросшую осознанность и тишину ума, в первую очередь, использует для того, чтобы отслеживать свою гордыню и эгоизм, а не реализовывать желания эго, — тогда есть все шансы на то, что такая практика пойдет ему на пользу.

Автор:
Ольга Туманская

.