Для того, чтобы объяснить развитие детей, знаменитый советский психолог Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития (ЗБР). Это то, что сегодня дети могут сделать лишь с помощью взрослого, а завтра – уже самостоятельно. Одаренные дети отличаются большой ЗБР, дети с умственной отсталостью – узким горизонтом, эта область у них мала. Это похоже на отодвигающийся потолок: ребенок, который активно развивается, поднимает свой потолок выше и выше, создавая новые возможности для реализации своих способностей. А мы, взрослые? Как мы развиваемся? Где зона ближайшего развития у нас?Для того, чтобы объяснить развитие детей, знаменитый советский психолог Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития (ЗБР). Это то, что сегодня дети могут сделать лишь с помощью взрослого, а завтра – уже самостоятельно. Одаренные дети отличаются большой ЗБР, дети с умственной отсталостью – узким горизонтом, эта область у них мала. Это похоже на отодвигающийся потолок: ребенок, который активно развивается, поднимает свой потолок выше и выше, создавая новые возможности для реализации своих способностей.
А мы, взрослые? Как мы развиваемся? Где зона ближайшего развития у нас?
Ребенку она задается близким окружением, системой образования, наставниками в личных увлечениях, кружках. А как это происходит у нас с вами?
Обычно есть более-менее ясный путь начинающего человека: детский сад, школа, какое-то образовательное учреждение, дающее профессию. А затем – довольно смутно представляемая часть жизни, которая называется работа.
Как много раз на консультациях я задавала вопросы о целях! Очень часто люди теряются в попытках найти, обнаружить, сформулировать, куда они идут, в какую сторону живут. А ведь цель – это именно пункт на пути. Это зона развития, которую мы сами себе намечаем.
Мы, взрослые зрелые люди, часто не думаем о зоне своего ближайшего развития. А ведь наше движение не прекращается. Мы можем в любой момент научиться новому, освоить какие-то навыки, знания. Если в детстве рядом был взрослый, помогавший нам ставить и достигать учебные цели, то сейчас мы выросли и сами становимся себе такими наставниками.
Способность самостоятельно видеть свою ЗБР и двигаться в соответствии с нею – ключевой навык для современного человека, хотя именно этому нас в школе и не учили.
Как это можно развивать? Опишу то, как я это делаю для себя и рекомендую другим. Вот три шага:
Шаг 1. Записать свои ценности, самые значимые приоритеты
Именно их реализация насыщает мою жизнь смыслами. Что для меня важно? Ради чего я могу отказаться от каких-то менее значимых вещей? Осознанные ценности — это система координат, по которым я прокладываю траекторию моей жизни.
Шаг 2. Определить ЗБР. Поставить цели на пути реализации этих ценностей
Ценность задает направление развития, а цель — это конкретная веха на этом пути. Например, одна из моих ценностей — глубина общения. Я поняла, что для ее реализации мне нужно ставить цели в трех областях жизни: в семье, дружеских отношениях и в профессии. Внутри моей семьи я решила устраивать особые ситуации общения – такие, в которых реализуется именно эта ценность. Сейчас это уже происходит, и я лишь поддерживаю регулярность и качество такого взаимообмена. В дружбе я нашла для себя такой ход: стала звать друзей в гости, а не на вечеринки. Приглашаю их по одному-двое, а не больше, чтобы общение было более доверительным, открытым и содержательным. А в профессии я стараюсь поддерживать максимально глубокое общение в процессе консультаций, которые веду как психолог. Получается, что на втором шаге я привязываю к реальности то, что осознала на первом.
Шаг 3. Спланировать задачи и действия по освоению ЗБР
Ценность – это направление, цель – это точка, в которую можно прийти на этом направлении, а запланированные действия – это способ движения к этой точке. Возвращаясь к моему примеру, на третьем шаге я организую себе конкретные события, в которых есть возможность выслушать и поделиться, поразмышлять в диалоге, пройти в своем понимании глубже. А чтобы это получалось лучше, я включаю в свои планы то, что помогает мне поддерживать состояние восприимчивости и ресурсности, выделяю для общения достаточно времени, вовлекаю в него родных и учитываю эту ценность при построении расписания консультаций, занятий и семинаров. На третьем шаге я уточняю то, что наметила на втором.
Время от времени ценности нужно подвергать ревизии, а цели ставить заново, выстраивая новые планы. Если вы станете регулярно обращать внимание на зону своего ближайшего развития и работать с нею осознанно, ваша жизнь неизбежно будет интересной и реализованной.
А теперь внимание: вы прочитали этот текст – и что это вам дало? Мы часто пропускаем сквозь себя гигабайты информации, которая не мотивирует нас что-то действительно менять…
Если тема этой заметки для вас актуальна и близка, я рекомендую вот прямо сейчас ответить себе на три вопроса:
— Что в данный момент находится в моей зоне ближайшего развития?
— Насколько легко я делаю нужные шаги?
— Что поможет мне лучше двигаться к моим целям?
Автор:
Татьяна Шередеко