Когда человек практикует с упорством, есть два типа знаков на пути, которые указывают, что результат будет вскорости достигнут: неясные и ясные. Неясные признаки известны как основные, и появляются ввиду предыдущих связей человека, даже без практики. Так как они ненадёжны, я не буду описывать их здесь. Ясные знаки появляются в результате практики, и бывают двух типов: временные и неизменные. Временные знаки могут проявиться как в действительности, так и в виде настроений. Первый тип приходит во время подготовительных практик и практик разделения, когда тело чувствует себя на грани коллапса, подобно стенам разрушенного дома, голос кажется изношенным, как будто в глубокой усталости, или если бьёшься в конвульсиях, будто одержимый…Из «Великого единственного удара полного освобождения» Падмасамбхавы,
открытого тертоном Ринчен Лингпа:
Почтение благословленным мудростью божествам осознанности
Без этих знаков и уровней продвижения на Пути
Которые уверенно указывают на достижение результатов
в глубочайшей и полной свободе Великого Совершенства
Ты совершенно не отличаешься от обычного человека,
и твоя практика напрасна.
Так как твоё усердие падает, когда признаки практики не появляются,
Этот текст, описывающий их, крайне важен.
Дитя моё, вот знаки на пути
Для человека, который упражняется в Дхармате.
Когда человек практикует с упорством, есть два типа знаков на пути, которые указывают, что результат будет вскорости достигнут: неясные и ясные. Неясные признаки известны как основные, и появляются ввиду предыдущих связей человека, даже без практики. Так как они ненадёжны, я не буду описывать их здесь.
Ясные знаки появляются в результате практики, и бывают двух типов: временные и неизменные. Временные знаки могут проявиться как в действительности, так и в виде настроений. Первый тип приходит во время подготовительных практик и практик разделения, когда тело чувствует себя на грани коллапса, подобно стенам разрушенного дома, голос кажется изношенным, как будто в глубокой усталости, или если бьёшься в конвульсиях, будто одержимый. Эти знаки показывают, что ты разделил сансару и нирвану. Настроения же таковы: не-очарованость сансарическими телом, речью и умом. Они означают очищение помрачений трёх миров и отделение от сансары. Их отсутствие означает отсутствие полученного опыта, так что повторяй практику.
Действительные знаки – основанные на утомлении тела, речи и ума – таковы: твоё тело в блаженстве, твой голос хочет высказываться, и твой ум воспринимает всё как пространство. Ты переживаешь, что «Сейчас ничто не существует» — а так же сочувствие ко всем существам, которые не способны осознать то же, что и ты. Так же, растёт энтузиазм к Учению. Про настроения – ты забываешь, что у тебя есть тело, ты не замечаешь своего дыхания, и умственно не хочешь разделяться с состоянием не-думания, полагая, что «Да, это оно!!!». Это признаки овладения стабильности ума нирванического типа. Их отсутствие означает недостаточное количество упражнений, так что приложи усилия и продолжай.
Всё вышеперечисленное – только временные знаки: они меняются и на них нельзя полагаться.
Далее идут знаки основной практики, а именно признаки устойчивого утверждения ригпа в действительности через видение. Действительные знаки – это чувство неочарованности телом, речью и умом таким образом, что это заметно себе и другим, а также отсутствие интереса к деятельности, относящейся к этой жизни. Твой голос будто немой. Умственно, ты устал от сансарных предприятий; ты чувствуешь чрезвычайную преданность своему Гуру, и сочувствие ко всем живым существам настолько сильное, что слёзы льются из глаз. Есть глубокая убежденность в том, что одни действия вытекают из других; ты прикладываешь усилия к отказу от злодеяний и практике добрых дел. Знаки в настроении включают в себя лёгкость тела, временам доходящая до забывания, что тело вообще есть; не замечание собственного дыхания, и умственное чувство что всё – лишено сущности и мимолётно. Все эти знаки меняются, и не постоянны.
Знаки, имеющие длительную ценность, таковы. Во всеобъемлющем пространстве осознавания осознанность разоблачена полностью и без всяких сомнений, и не проецирует переживания в «другое» или «других» — таков знак укорененения осознания в подлинной сути вещей. В настроениях знаки этого понимания таковы, что совершенно независимо от того, куда движется твоё внимание, ты понимаешь и осознаёшь, что всё это – только твой собственный ум; ты видишь, как мысли проецируются и возвращаются как самовозникающие, и ты понимаешь, что они совершенно нематериальны подобно пространству. Это знаки того, что произошло укоренение, через видение, что проявления – это ум.
Распознавать это даже во сне является знаком достижения наиполнейшей стабильности. Если ты пережил это, через семь лет ты пробудишься к состоянию тела блаженства с исчезновением материального тела. Если ты не осознаёшь этого во сне, ты пробудишься в момент смерти. Следовательно, упорно продолжать практику – это руководство для выдающихся людей.
Теперь идут знаки переживания состояния осознавания (реализации) в действительности. В твоём теле, речи и уме действительные знаки таковы, что твоё тело лёгкое и энергичное, твой голос чист и способен выражать поучения которые ты даже никогда не слышал, и временами в твоем уме до некоторой степени проявляется ясновидение. Ты видишь всё светящимся подобно радуге, иногда наполненное телесными формами и кругами, а иногда – становящееся пустым и лишённым точек отсчёта. Так как преданность своему Гуру растёт ещё выше, и твоя озабоченность кармическими последствиями расслабляется – ты чувствуешь, как твоё тело излучает свет, временами твоё тело отсутствует, твой голос говорит непреднамеренно подобно эху, и твой ум чист и счастлив, и не проецирует ничего; время от времени он исчезает, и не формирует мысли. Все эти переживания меняются, и на них нельзя полагаться.
Неизменные знаки таковы. Не остаётся больше ни единого переживания, в котором ты цепляешься к стабильной реальности, напротив – все есть чистые светящиеся проявления. Всё проявляется, но нет ни одной твёрдой точки отсчёта или цепляния. Осознать это является знаком, что произошло укоренение, через опыт в упражнениях, что ум сам по себе пуст. Переживать это даже во сне является знаком достижения наиполнейшей стабильности. Если ты удержишь это, через три года материальное тело исчезнет, и ты пробудишься к состоянию самбхогакая, непостижимого тела мудрости.
Дальше идут знаки, что эта пустота самопроизвольно и безусильно освобождается сама в себе. Касательно тела, речи и ума знаки в реальности таковы, что нет привязанности к телу — например, отсутствует страх воды. Сверх этого, до этого невидимые признаки превосходства могут наблюдаться самому и другими. Твой голос может выражать благотворные поучения Дхармы просто оттого, что твоя воля устремилась в сторону других. В уме проявляется незамутненное ясновидение.
Знаки в настроении медитации таковы, что ты не помнишь, и даже не думаешь о цеплянии к телу, речи и уму; что всё что ты переживаешь – подобно пространству, и не принимается за реальность; и что ты чувствуешь, что можешь свободно проходить сквозь камни, горы, и так далее.
Неизменные знаки таковы. Вне зависимости от того, что ты переживаешь, отсутствует как концептуальный фокус, так и любые попытки принятия и отвергания. Наоборот, переживания освобождаются, не будучи приняты за реальные – так что, вне зависимости от дня или ночи, и без необходимости помнить об этом, проявления и пустота естественно высвобождаются в недвойственность. Это знак того, что произошло укоренение в самоосвобождении через спонтанное поведение.
Когда иллюзия сновидения заканчивается, ты достиг наиполнейшей стабильности. Если ты удержишь это, через год материальное тело исчезнет, и ты пробудишься к состоянию дхармакаи без остатка.
Теперь, признак того что это самоосвобождение пришло к завершению, цветению спонтанного пребывания. Этот признак появляется только в восприятии других, в то время как в твоём собственном восприятии все типы знаков и признаков продвижения прекратились. Это состояние, известное как видение опустошения в дхармате, означает что прекратилась движущая сила проявлений, в то время как неподвижного качества пустоты больше нет. Поэтому, недвойственная природа проявлений и пустоты не колеблется и не изменяется более ни в каком виде. Вместо этого, есть естественно пробужденное качество, которое превосходит соединение и разделение – не сотворенное присутствие, отсутствие без всякого разрушения – которое является предельно обнажённым состоянием осознающей пустоты свободной от схватывания. В восприятии других, так как беспрепятственное знание – первоначальная пробужденность как всепроникающая способность — тоже присутствует, есть безусильная развёртка форм-тел (рупа-кайя) на благо существ.
Таким образом, так как основная природа всех вещей является всепроникающей, пока знаки на пути само-существующей пробужденности не достигли своей наиполнейшей степени – нет понимания, когда пришло время спонтанно присутствующего цветения, и практика становится горделивой и ленивой. Посему, эта инструкция о признаках и уровнях продвижения имеет крайнюю важность.
* * *
Без неё, твоя привязанность к пустоте не отличается от обычной телеги
С ней, цветение будет быстро достигнуто для осуществления своих намерений и намерений других
Через благословление Ваджрасаттвы, она возникла в сердце Прахеваджры
Он принял Шри Сингха, кто затем доверил её мне, Падмасамбаве
Пусть она встретит достойного человека с кармическим предназначением.
Прячь её от недостойного человека с неверными взглядами.
Когда найдётся подходящий получатель, даруй полную линию передачи
Письменная передача имеет печать строгости.
Эма, это ошеломительное, высочайшее поучение,
Квинтесенция термы ума, сокрытый в животе Лунду,
Вверяется заботе Гонпо Нагпо, Палчена, дакинь,
И гневным дхармапалам, защитникам учения, владыкам драгоценностей
Охраняй его, убедись что защищаешь это поучение!
САМАЙЯ. ПЕЧАТЬ. ПЕЧАТЬ. ПЕЧАТЬ.
САРВА МАНГАЛАМ.
Перевод с англоязычного текста,
опубликованного в книге “Treasures from Juniper Ridge”,
Translated from the Tibetan based on the teachings of Kyabje Tulku Urgyen Rinpoche
by Erik Pema Kusang. Rangjung Yeshe Publicatons, Boudhnath, 2008.
Перевод на русский язык – Павел Антонов, Москва, 2013