За 30 лет существования школы йоги у меня было множество учеников. Одни приходят и уходят, другие — периодически возвращаются, кто-то продолжает путь вместе со мной и сегодня. В этой беседе хочу поделиться наблюдениями и мыслями о том, как формируется пространство школы, и дать некую классификацию типов учеников, основанную на личных наблюдениях. Школа йоги – это информационное и психологическое пространство, позволяющее ученику сформировать системные знания, навыки и умения в рамках изучаемого направления. Обычно школа состоит из основателя, задающего ритм и создающего вокруг себя пространство единомышленников, которые принимают предложенное пространство, изучают и творчески его развивают вместе с мастером или самостоятельно…За 30 лет существования школы йоги у меня было множество учеников. Одни приходят и уходят, другие — периодически возвращаются, кто-то продолжает путь вместе со мной и сегодня. В этой беседе хочу поделиться наблюдениями и мыслями о том, как формируется пространство школы, и дать некую классификацию типов учеников, основанную на личных наблюдениях.
Школа йоги – это информационное и психологическое пространство, позволяющее ученику сформировать системные знания, навыки и умения в рамках изучаемого направления.
Как и средняя школа, она должна давать базовые знания, в данном случае — в области йоги и психологии взаимодействия с миром, которые помогут ученику ориентироваться в пространстве йоги и в дальнейшем свободно обретать необходимые навыки и, если необходимо, изучать другие направления йоги.
Обычно школа состоит из основателя, задающего ритм и создающего вокруг себя пространство единомышленников, которые принимают предложенное пространство, изучают и творчески его развивают вместе с мастером или самостоятельно, используя базу школы для построения своего пространства.
Школа отличается глубиной и объемом знаний, которые задаются центром – основателем школы, и качеством и профессионализмом в том направлении, которое он представляет.
Ученики и последователи составляют тело школы. Без них нельзя говорить о наличии школы в полной мере.
Учеников можно попытаться разделить по уровню развития и готовности воспринять, изучать и развивать полученные знания. Также очень многое зависит от их духовной зрелости. Причем преданность не является определяющей. Она может быть фанатичной и базироваться на духовной незрелости и психологической ущербности индивида.
Последователем и учеником можно считать того, кто воспринял учение, вобрал его в себя, и осознанно сделал выбор – участвовать в той главной цели, которую ставит мастер, основатель.
И ученик фактически становится партнером, сотоварищем по развитию того дела, которое он принял как свою миссию. Из таких подвижников и состоит тело любой школы. Центр задает направление, энергию, импульс, а тело — подхватывает, развивает, расширяет.
Участвуя и развивая дело школы, ученики-подвижники совершенствуются сами и продвигаются по духовному пути развития.
Есть и другие типы учеников.
Ученики-попутчики – те, кому важна только личная выгода. Они преследуют личные цели, просто используют пространство школы, и берут себе то, что способны взять и приспособить для своих личных целей.
Ученики-самовыродки – те, кто получил знания и навыки, войдя в разного уровня контакт с энергией школы и мастера, через определенное время игнорируют факт обучения в этой школе и создают всевозможные легенды о своем самостоятельном, волшебном пути, в котором наличествуют либо имя какого-нибудь раскрученного гуру, мифическое откровение или выдуманные персонажи, их обучавшие.
Подобные ученики таким поведением закладывают негативную кармическую ситуацию, которая обусловлена их душевными искажениями и духовной ущербностью, что не позволяет им далеко продвигаться на пути развития, пока они не смогут устранить эти препятствия.
Ученики-скороспелки — те, кто изначально обладает некоторыми способностями, быстро схватывает. Вначале, из-за природных данностей, у них получается все легко. Но они не привыкли трудиться, их успехи не имеют цены собственных усилий, и они начинают уступать ученикам-трудягам, которые шаг за шагом осваивают одну ступень за другой, создавая прочный фундамент знаний и собственного развития. Скороспелки, как правило, быстро остывают, и считают, что они всего уже достигли и все поняли, и меняют направление своей деятельности.
Ученики-попрыгунчики – скачут по разным семинарам, именитым учителям, соревнуясь с собой и другими по набору различного вида посвящений, передач, участия в семинарах того или иного знаменитого мастера. Их знания, как правило, сумбурны, поверхностны, у них создается видимость развития в информационной каше, которую они формируют подобным образом практики.
Ученики-поклонники – они быстро впечатляются каким-либо мастером, испытывая оргазмические состояния от мысли о своем гуру. Но проходит время, и наступает разочарование, особенно если они наблюдают своего кумира достаточно близко. Разочарование заканчивается поиском нового кумира.
Я не критикую, а пытаюсь классифицировать явления в российском йога-пространстве. Это просто факты, имеющие место быть. Это может стать информацией для думающих, трезвомыслящих людей, ищущих свою дорогу в духовной жизни. Это далеко не полная классификация типов учеников. Этот список можно продолжить. Если у кого есть размышления и наблюдения на эту тему, поделитесь ими в комментариях.
Источник:
www.yogamaster.ru