Йога как средство эволюции

Йога как средство эволюцииРазвернутое описание процесса становления и усложнения восприятия у различных форм жизни на нашей планете дает основатель философской антропологии Макс Шеллер в своей работе «Положение человека в космосе». Шеллер, как и многие мыслители до него, соглашается с фактом того, что сознание появляется под толчком некоторой силы, которую чаще всего именуют волей. Действие этой интегральной силы приводит к появлению, а затем и усложнению осознания в иерархии животного мира. Воля, проистекая в физический мир, структурирует его таким образом, что на каком-то этапе возникновение жизни является естественным продолжением процессов сложной интеграции материи и энергии в некоторые органические формы жизни.Йога как средство эволюцииРазвернутое описание процесса становления и усложнения восприятия у различных форм жизни на нашей планете дает основатель философской антропологии Макс Шеллер в своей работе «Положение человека в космосе». Шеллер, как и многие мыслители до него, соглашается с фактом того, что сознание появляется под толчком некоторой силы, которую чаще всего именуют волей. Действие этой интегральной силы приводит к появлению, а затем и усложнению осознания в иерархии животного мира. Воля, проистекая в физический мир, структурирует его таким образом, что на каком-то этапе возникновение жизни является естественным продолжением процессов сложной интеграции материи и энергии в некоторые органические формы жизни.

Первой формой органической жизни, доступной для более или менее полного анализа, является растительный мир. Первая ступень эволюции «души» проявляет себя именно в растительном мире, как бессознательный, лишенный ощущений и представлений, «чувственный порыв». Растения являются пассивным олицетворением чистой воли к жизни на ранних ступенях ее эволюции. Растительный мир не имеет комплекса ощущений, так как их (растений) жизнь является пассивным результатом внешних, по отношению к ним, факторов: «они пассивно оплодотворяются ветром, птицами и насекомыми, а так как пищу, в которой они нуждаются, они приготавливают сами из неорганического материала, который в известной мере есть повсюду…им в отличие от животных не нужно отправляться в определенное место, чтобы найти пищу». Растение так же лишено такого модуса восприятия реальности, как пространство, что лишает его надобности синтезировать в себе какую-либо картину объектов вне своего существа. Можно сказать, что вся жизнь растения подчинена чистому «порыву к жизни и росту», который и составляет суть его, растения, бытия.

Дальнейшая интеграция и усложнение энергии в органических формах жизни приводит к появлению животного. Животное является новой эволюционной ступенью в развитии форм сознания уже хотя бы потому, что ему удается реализовать в своей структуре три сложнейших базовых надстройки: инстинкт, ассоциативная память и практический разум. Сохраняя первичный, растительный, «чувственный порыв», животное приобретает возможность выделять себя из окружающей среды, что обусловлено появлением принципиально новых, по сравнению с растительным миром, тканей и структур в органическом теле. Появление органов восприятия и увеличение степени свободы органического тела, дает животному возможность получать опыт для осознания значительно более широкого диапазона, чем это могло сделать растение, которое существовало «для себя в себе» без возможности проявлять себя как-либо, кроме как через постоянную волю к росту, жизни.

Животное впервые получает доступ к уровню видового программирования – инстинкту, который выполняет важнейшую роль в животном мире. Инстинкт гарантирует выживание вида, что в условиях «активной» роли животного в среде его обитания уже не является само собой разумеющимся, как это было у растений. Напомним, что растения не нуждались в инстинктах, так как все их существование подчинено пассивному нахождению здесь и сейчас. Их размножение и выживание зависит лишь от условий внешней, по отношению к ним, среды. У животных уже все иначе. Звери по своей природе активные, так как внешняя среда для них является непосредственным полем жизни, а не пассивным гарантом их существования. В таком случае животным просто необходима некоторая психическая структура, в которой бы можно было сохранять основные алгоритмы поведения, направленные на сохранения вида в целом и единичных его особей в частности.

Также ряд животных, особенно млекопитающих, успешно реализовал в себе ассоциативную память, которая является, формируемой опытным путем, цепочкой поведенческих реакций, а также практический разум, как структуру позволяющую проводить простые операции над блоками ассоциативной памяти и формировать свое поведение на их основании. Так же животные становятся способны совершать простейший выбор в ситуации с несколькими вариантами возможного развития дел и предвидеть простые следствия на основании своей ассоциативной памяти.

То, на чем основывается отличие человека от животного, Шеллер называет духом. Именно благодаря наличию духа человек не ограничен рамками органической жизни. Однако, вместе с этим, дух противостоит принципу всего живого – «натиску». Под натиском здесь подразумевается причина переживания действительности на основании опыта сопротивления, которое ему оказывает реальность. Бытие в процессе «сопротивления», таким образом, выступает перед нами как наше наличное существование здесь и сейчас и именно это поле является единственной актуальной сферой для существования животного и растения. Однако наличие духа обеспечивает возможность смысловой определенности (сути). Дуализм духа и «натиска» играет решающую роль в развитии культуры и общества в целом, толкая человека на постоянное развитие своих познавательных способностей. Фактически дух, сам по себе, не может воплотить в реальность своего познания сути вещей. Только тогда, когда его идеи объединяются с реальными фактами жизни, он может увидеть разницу смыслов. Таким образом, на основании наличия духа, человек выделяет себя из природной среды и ощущает факт своей самости и своего существования. Эта его природа толкает человека на постоянное движения осознания, как способа материи духа узнавать себя сквозь опредмеченные формы действительности.

Данная концепция является общеизвестным вступлением к классической антропологии, что в прочем интересует нас лишь только в контексте практики йоги, такой, какая известна нам по труду Патанджали. В своих сутрах Патанджали дает четкий алгоритм эволюции осознания в пределах человеческого существа на нашей планете. Интересно то, что Патанджали сразу же определяет пять разновидностей деятельности ума, которые предлагает подчинить контролю для реализации эволюционного процесса в осознании. Эти проявления: постижение, превратное понимание, воображение, глубокий сон и память. Исходя из концепции Шеллера, мы видим, что Патанджали предлагает подчинить осознанному контролю те человеческие функции, которые в ходе органической эволюции выделили человека в отдельный вид, аналогов которому на нашей планете не существует. Тут и практический интеллект, и способность к абстрактному мышлению, которое опирается на воображение, сама по себе память и сон. Таким образом, сразу видно стартовое место, с которого начинается эволюция единичного осознания в человеческом существе.

Прежде чем приступать к процессу осознанной эволюции, человеку стоит утвердиться и подчинить контролю те свои аспекты, которые собственно и делают из него человека. Иными словами, это еще даже не начало процесса эволюции, это всего лишь утверждение в своей человеческой форме. Можно сказать, что до момента подчинения всех проявлений своего разума осознанному контролю, на арене жизни находится не человек, а животное с некоторыми развитыми функциями, которые пребывают в хаотическом, неуправляемом перемещении в процессе жизни. Иначе эти неконтролируемые функции можно называть флуктуациями, флуктуациями ума.

Давайте вспомним о той задаче человека, которую мы попытались сформулировать на основании работы Шеллера. Человеческое сознание, как инструмент духа, направлено на как можно более полное осознание сути бытия, через анализ форм проявления этого бытия в объективной реальности. Суть нашего осознания – познание форм реальности, которые отличны от нас самих. В ситуации, когда деятельность ума не подчинена контролю, человек не в состоянии отделить реальность от продуктов деятельности своего инструмента по ее осознанию. И Патанджали указывает на это, говоря, что только в контролируемом уме возможно полное познание сути объекта постижения. Таким образом, осознание начинает накапливаться и структурироваться в пределах человеческого существа совершенно новым способом. Человек уже не является носителем неподконтрольных его воле функций мозга и животных автоматизмов, которые никуда не делись со времен оформления в отдельный разумный вид. Более того, человек способен отличать свою суть от сути постигаемых им объектов и диалектика, противостоящих в нем, духа и «порыва» становится наиболее явной, что позволяет говорить о принципиально новом состоянии человеческого существа и о новой ступени эволюции осознания в целом.

Ошибка традиционного восприятия места человека в природе в том, что человек рассматривается как вид, завершивший свой эволюционный процесс с моментом обретения разума и способности выделять себя из мира природы. Тогда как, приглядевшись, мы увидим, что вся эволюция органической жизни на этой планете – это серия последовательных шагов по созданию биологической платформы, а затем и интеграции в нее тонкоматериальных структур разума, как инструмента осознания всей полноты доступной реальности. Глупо было бы думать, что эволюция остановится на этом. В то время как эволюция органических структур жизни на планете практически завершена, эволюция структур осознания фактически только начинается. И в данной ситуации самое глупое, что может сделать самонадеянный человек, это подумать, что вся полнота возможного потенциала уже реализована в нем.

Эффективная практика йоги, как таковая, является ключом к восприятию мира с точки зрения полноты всего потенциала реализованного в человеке на данный момент его исторического развития. Контроль и подчинение ума является тяжелой задачей, которая лежит в поле тотальной оптимизации всех систем органов человеческого существа, а также упорной работы непосредственно с инструментами разума: вниманием и мышлением. На этом пути каждый из нас выступает той единицей восприятия мира, которая потенциально может использовать все предшествующее видовое развитие для того, чтобы реализовать качественно новую эволюцию в пределах своего персонального существа. И эта реализация является единственно значимым действием всей нашей жизни.

Источник:
Павел Богачевский
YОГА Журнал

.