Парапсихолог о проблемах медиков и психологов

Парапсихолог о проблемах медиков и психологовЭмоции – формы отражения действительности, но, в отличие от восприятий, при которых объекты и явление, непосредственно воздействующие на органы чувств, представляются в виде образов, они отражают не сами объекты и явления, а субъективное отношение к ним в зависимости от внутреннего состояния человека. Эмоции, будучи производными от удовлетворения или неудовлетворения разнообразных потребностей, осуществляют связь между отрицательной и саморегулирующей функциями. Биологическая роль эмоции – познавательно-приспособительная. Они помогают мобилизовать психические и физические ресурсы индивидуума для достижения определенных целей.Парапсихолог о проблемах медиков и психологов«Бытует мнение, что течение заболеваний у пациентов-врачей часто более тяжелое или атипичное, а также, что многие врачи умирают от «своих» болезней, т.е. от тех, которыми они занимаются в силу своей специальности» . У психологов это проявляется в виде психологических наложений и отклонений, а так же эмоционально-психологических травм (выгораний), как следствие профессиональной деятельности.

С помощью статистических исследований хотелось бы показать прямую зависимость стыка работы специалистов узкой направленности (УН) и риска заболеть хроническими профессиональными заболеваниями (психологическими отклонениями, наложениями), а так же, что это явление носит дистанционный характер передачи проблем пациента (клиента), к специалисту, благодаря эмоционально-психологической (ЭП) неустойчивости самого специалиста, и приобретает форму психосоматического явления.

Нового я ничего не открыл. Много написано об эмоциональной сфере человека и психосоматических болезнях (явлениях). Объединив некоторые элементы, я приложил это явление к специалистам УН, проявляя его физиологическую особенность. И далее следующий этап: с помощью лабораторных исследований, предполагается доказать, что био-энергетика человека имеет определенные физические свойства (частотность излучения, волновое распространение в пространстве) и подчиняется законам физики.

Эмоции – формы отражения действительности, но, в отличие от восприятий, при которых объекты и явление, непосредственно воздействующие на органы чувств, представляются в виде образов, они отражают не сами объекты и явления, а субъективное отношение к ним в зависимости от внутреннего состояния человека. Эмоции, будучи производными от удовлетворения или неудовлетворения разнообразных потребностей, осуществляют связь между отрицательной и саморегулирующей функциями. Биологическая роль эмоции – познавательно-приспособительная. Они помогают мобилизовать психические и физические ресурсы индивидуума для достижения определенных целей.

Любая эмоция состоит из субъективного переживания и реакции организма. Проявление эмоционального состояния можно условно разделить на три составляющие:
— переживание ( отражение в сознании эмоциональных процессов субъекта.) ;
— внешние проявления – мимика и пантомимика (движение мышц лица и всего тела);
— сомато-вегетативные проявления (реакция организма на физические воздействия).

Ещё в древней медицине было известно, что душевное состояние человека влияет на его физическое самочувствие и наоборот. Это положение отражено в основном постулате клинической медицины – лечить не болезнь, а больного. Взаимозависимость души и тела использовали представители различных религий (особенно восточных), педагоги и врачи.

В 1950-х г.г. и 1980-х г.г. экспериментаторы в этой области вели исследования, но они зашли в тупик. Выявили главное: существование физиологических паттернов, т.е. на определенную эмоцию существует определенный блок реакции организма, а следовательно организм переживает физиологический стресс и можно предположить, что иммунно-защитные свойства организма ослабевают и способствуют проникновению инородной проблемы в подсознательный уровень человека.

Психосоматическая медицина является междисциплинарным направлением, раскрывающим и использующим в клинической практике взаимовлияние психики и тела. Термин «психосоматика» был предложен в 1818 году немецким психиатром И. Хайнротом, высказавшим мысль, что внутренний душевный конфликт порождает соматические заболевания.

Можно выделить три научных направления, которые способствовали становлению психосоматики как особой области научной и практической медицины:
1) психоанализ З. Фрейда (теория о бессознательном уме и вытеснении);
2) теория кортико-висцеральной патологии (Основой являются работы И.П. Павлова и Курцина-Быкова);
3) концепция адаптации и мобилизации У. Кеннона и теория стресса Г. Селье.

Психофизиологическая концепция развития ряда соматических заболеваний была доминирующей в течении определенного периода в отечественной медицине. Так, с позиции теории экспериментального невроза И.П. Павлова (1901 г.), возникновение соматического расстройства считалось результа том сверхсильной или длительной стимуляции нервной системы.

Важное значение для понимания связи психических и соматических изменений в организме имеют разработанные в начале ХХ века теории гомеостаза у Кеннона (1929) как основной принцип жизнедеятельности организма и учение об общем адаптационном синдроме Г. Селье (1936). Кеннон описал физиологические механизмы эмоционального поведения, которые тесно связаны с вегетативными проявлениями, где показал, что организм отвечает на чрезвычайные ситуации определенными адаптационными изменениями физиологических механизмов, включая нейрогуморальные, гормональные и др. Концепция стресса и общего адаптационного синдрома Селье раскрывает механизмы воздействия факторов окружающей среды (стрессоров) и возможные последствия этого воздействия для организма.

Реакция организма зависит, как было показано Селье, от силы воздействующего фактора, времени воздействия и адаптационных возможностей организма. Общий адаптационный синдром, возникающий в ответ на действие стрессорных факторов, имеет неспецифичный характер, облегчает длительность перенапряженных структур организма и является, по мнению Селье, рациональным и целесообразным, так как помогает сохранить функциональную устойчивость в неадекватных условиях среды. Если действующий фактор не велик по силе или его воздействие кратковременно, то организм может, используя свои ресурсы, сохранить удовлетворительную адаптацию (эустресс).В случае значительной силы или продолжительности воздействия возникает перенапряжение регуляторных систем, способное привести к истощению защитных сил организма (дистресс).

Изучая обширный контингент больных с различными формами соматической патологии Ф. Данбар (1954) (Концепция «персонального профиля личности») пришел к выводу, что пациенты, страдающие одним и тем же заболеванием, обладают сходными личностными особенностями. Другие личностные качества, способные оказывать влияние на возникновение психосоматических нарушений, на первое место ставятся базисные психологические потребности (А.А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, А. Маслоу, Э. Берн и их последователи).

К основным потребностям относятся:
1. потребность в безопасности;
2. потребность в свободе и автономии;
3. потребность в успехе и эффективности;
4. потребность в признании и самоопределении.

Потребности в процессе индивидуального развития неразрывно связаны с механизмами психологической защиты. Под психологической защитой в настоящее время подразумеваются используемые личностно неосознаваемые психические процессы, направленные на избавление от фрустрации.

Фрустрацией называют чувство психического дискомфорта в виде напряжения и тревоги, связанное с неудовлетворенностью потребностей или конфликтами. Впервые описавшая феномен психологической защиты А. Фрейд выделила 10 ее вариантов. В современной литературе их определяется уже несколько десятков. Но в применении к данному явлению нам интересно только одно из них. Это проекция – приписывание другим людям неосознаваемых собственных чувств, желаний, побуждений, других отрицательных качеств, которые субъект не признает или отвергает в самом себе. Проекция может являться следствием вытеснения: вытесненное в подсознание переносится на другого человека.
Например: ревнивый человек обнаруживает склонность к ревности у других.

А почему бы не приложить проекцию к болезни пациента, а вернее негативное поле больного органа или психологическую проблему клиента.
Так мы приближаемся к сути явления, рассматриваемого в этой статье.

Но для полноты картины необходимо рассмотреть клинико-психологический аспект познавательной деятельности, такой как мышление, который относится к ассоциативной деятельности человека.

Мышление является высшей степенью познания действительности и представляет собой психологический процесс опосредованного и обобщенного отражения предметов и явлений в их существенных связях и отношениях. Будучи более сложной формой психической деятельности по сравнению с процессами ощущения и восприятия, мышление человека всегда опирается на индивидуальный чувственный опыт, полученный при их помощи, и исходит из обобщенного опыта, накопленного всей историей человечества. Для мыслительной деятельности человека необходима не только взаимосвязь с чувственным познанием, но и с языком, речью.

Особое значение в работе практического врача имеет так называемое клиническое мышление. Оно представляет собой высшую форму реализации познавательных способностей профессионала, применительно к задачам медицинской диагностики и лечения. Клиническое мышление включает в себя способность воспринимать, анализировать и синтезировать все данные о больном, привлекая к этому ранее встречавшиеся наблюдения, теоретические знания, интуицию, опыт постановки диагноза, определения прогноза и способов терапии. Клиническое мышление реализуется на основе логического, понятийного, образного и эвристического мышления, функционирующего содружественно и определяющего качества творческого мышления, необходимого в работе практического врача.

Итак, пришло время рассмотреть процесс самого явления: пациент (клиент) приходит на прием к специалисту с естественным желанием избавиться от тех проблем, которые его беспокоят (болезнь, психологическая проблема). Больной делится своими впечатлениями, рассказывает врачу, как возникала и протекала болезнь и к каким последствиям и осложнениям это привело. С другой стороны специалист настраивается на своего собеседника и его болезнь, проявляет эмпатию, – способность сопереживать пациенту, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков. Во время общения с больным у врача возникает личностный резонанс в виде сострадания, желания облегчить состояние больного человека. Неспособность к эмпатии и наличие у врача некоторых других неблагоприятных качеств темперамента и характера может вызвать у него повышенную раздражительность, склонность к гневным реакциям, брезгливое отношение.

Любое проявление эмоций, будь-то положительных или отрицательных – не имеет значения, ведет к тому, что организм врача испытывает стресс и иммунно-защитные свойства организма ослабевают, и происходит «проекция» т.е. перенос проблемы с пациента на специалиста.

В настоящее время в качестве психосомаческих заболеваний, наряду с биологическими, рассматриваются психические факторы:
1) в гастроэнтерологии – язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, синдром раздраженной толстой кишки, рефлюксы, дискинезии желчного пузыря и кишечника, «эмоциональная желтуха» и другие расстройства пищеварения;
2) в кардиологии и ангиологии – ишемическая болезнь сердца, кардиалгии функциональной природы, функциональные аритмии, транзиторная гипертония и т.д.;
3) в пульмонологии – бронхиальная астма, ишемическая атака, бронхит, психогенные профессионально обусловленные расстройства дыхания;
4) в эндокринологии – сахарный диабет, гипертирсоидные и гипотиреоидные реакции, гормональные дисфункции, невротическое ожирение, нервная анорексия;
5) в хирургии – застойные функционально-динамические послеоперационные нарушения;
6) в гинекологии – мастопатия и миома матки;
7) в дерматологии – крапивница, нейродермит, экзема.

Так, в ходе собеседования, обследованы два пульмонологических отделения одной из местных больниц. Из 7-ми врачей только у одного не выявлено патологии, 6 врачей имеют диагноз хронических бронхо-легочных заболеваний, что составляет 85%. Все врачи работают более 10 лет в узкой специализации. Средний промежуток времени до постановки диагноза хронической патологии составил 6-7 лет.

Когда был расширен объект исследования и произведён опрос младшего медицинского персонала, выяснилось, что медицинские сёстры тоже являются специалистами с начальным образованием, и также как и врачи, работают в этом отделении, непосредственно вступая в контакт с пациентами, порой в 4-5 раз больше, чем доктора.

Из 11 человек с хроническими заболеваниями оказалось четверо, что составляет 36%. Средний рубеж заболеваемости составляет 9-10 лет. 5 человек имеют стаж работы от 6 до 14 лет в УН, но хронических патологий избежали, хотя 3 из них относятся к группе риска, т.к. болели острыми заболеваниями верхних дыхательных путей по профилю.

Заболели в основном, среди младшего медицинского персонала (ММП) люди, проявляющие эмоции (раздражительность, сострадание к пациентам).

Вывод:
1. Эмоционально-психологическое состояние тоже влияет на процесс заболеваемости профессиональными болезнями у специалистов УН.
2. Профессиональная деятельность ММП больше ограничивается механической работой (сделать инъекцию, поставить капельницу, принести таблетки и т.д.), что способствует уменьшению риска заболеть профессиональными заболеваниями.

Попробую привести доказательство этого явления с помощью физиологии.

Ставлю эксперимент над собой:
1. Концентрирую мысль на органе, который находиться в стадии острого воспалительного процесса. Через 10-15 секунд болезненные ощущения почки увеличились в 1,5 раза.
2. Концентрирую мысленное внимание на сердце, которое не проявляет болезненных ощущений. Через 30 секунд появилась боль. Через 90 секунд боль усилилась в 3 раза. Повысилась частота сердцебиения, начало повышаться давление, лицо покраснело. Эксперимент прекратил, чтобы не вызвать сердечный приступ.
3. Концентрирую внимание на правой руке. Через 15 секунд в этом месте появилось покалывание и нагревание участка тела на конечности. Взгляд перенес на левую руку, а мысль оставил на том же месте. Ощущения продолжают усиливаться. Через 2 минуты в этом месте произошло покраснение участка кожи (ожог I степени).
4. Предлагаю собеседнику, который сидит напротив меня в 2 метрах, сконцентрировать внимание на правой коленке, а сам мысленно концентрируюсь на его левой ноге в районе коленного сустава. Со слов помощника в обоих коленях появилось жжение и нагревание этих участков кожи. Предлагаю объекту исследования сконцентрировать внимание одновременно на его одном участке тела. Эти же процессы ускорились в несколько раз быстрее.

Вывод: мыслью можно дистанционно воздействовать, как на свои внутренние органы и любые участки тела, так и на внутренние органы и любые участки тела своего собеседника. И в этом оказывают помощь антропогенные электромагнитные поля человека.

Одной из направлений классической медицины является физиотерапия, в которой уже более 20 лет успешно применяют электромагнитные волны для лечения различных видов заболеваний. Причем электромагнитные волны различной длины применяются при различных болезнях. Низкочастотные электромагнитные излучения способно позитивно влиять на те или иные органы человека, так как и мозг, и сердце и прочие органы имеют собственные частоты и очень чувствительные к внешним источникам.

Так в спокойном состоянии биоритмы мозга составляют (3 Гц, 4-7 Гц, 8-13 Гц, 14-35 Гц, 36-55 Гц.)
Частоты работы сердца, почек, печени (300-800 Гц.)

Когда мозг настраивается на тот или иной внутренний орган, он начинает выдавать электромагнитную волну с частотой равной частоте конкретного органа, и эта часть тела начинает реагировать и возникает явление биорезонанса.

Резонанс – это многократное усиление эффекта от воздействия на объект при совпадении частоты внешнего воздействия с собственной частотой объекта .
Вывод: мозг специалиста во время приёма настраивается на больной орган пациента, воздействует на него с помощью электромагнитного излучения, чем вызывает явление биорезонанса.

Мозг пациента также настраивается на свой больной орган, и также воздействует с помощью электромагнитного излучения, что
8000
вызывает двойной биорезонанс.

В этом случае больной орган пациента во время приема становится мощным источником излучения электромагнитных волн, достаточным достичь физического тела донора, и, в случае неустойчивости эмоциональной сферы специалиста, проникнуть внутрь и закрепиться в той его части, которая по вибрации соответствует больному органу посетителя.

Таким образом, можно предположить, что это явление распространяется не только в рамках 7 выше перечисленных специализаций узкой направленности, но и на остальные специальности, которых более 300.

Это явление наблюдается и у психологов.

Пример: в ходе исследования выявил, что ряд преподавателей психологии, которые в молодости практиковали семейную психотерапию сами стали жертвами своей трудовой деятельности: семья у них распалась, муж ушел к другой или начал пить. Это привело к сильной психоэмоциональной травме (выгоранию), порой со сменой трудовой деятельности. В последующем у этих педагогов больше неприязни вызывали студенты мужского пола.
Хочется отметить и такие психологические проблемы, как наложения, тики и т.д.

В ходе исследования удалось выявить ряд специалистов, которым удалось избежать проблем связанных с этим явлением или заболеть в более поздние сроки.

Я их классифицировал в 4 категории:
1. Специалист-верующий. Специальные церковные ритуалы и чтение молитв способствуют внешнему и внутреннему очищению организма от чужеродного воздействия.
2. Специалист врач (психолог) практикующий йоговские техники, релаксацию, основы психогигиены или же периодично обращается к данным специалистам. Вывод: чистка.
3. Специалист-флегматик, как самый эмоционально устойчивый тип темперамента.
4. Специалист-мужчина, логик по природе, слабо подверженный эмоциям.

Общий вывод. Это явление носит:
— эмоционально-психологический характер, т.к. присутствуют такие понятия, как: эмоциональная сфера специалиста, мышление доктора, мышление пациента, «отражение» – как один из видов психологического барьера;
— имеет физиологический характер (био-резонанс, электромагнитные волны), что объясняет его дистанционность и прочие передачи негативных проблем от пациента к врачу (психологу).

Основная трудность, с которой я столкнулся — это проблема этичности. Корпоративная этика определенного круга специалистов не позволяет выносить «сору из избы». А закладка этого явления начинается с первых дней профессиональной деятельности молодых специалистов, особенности в УН.

Поэтому одной из главных задач вижу:
— вести разъяснительную работу с молодыми специалистами УН и студентами ВУЗов о ЭП устойчивости при работе со своими пациентами (клиентами), чтобы не стать жертвами этого явления.
— разработать и внедрить новые методики психогигиены и создание первичных барьеров защиты от проникновения проблем пациентов (клиентов).
— расширить границы основ психогигиены у специалистов УН по стабилизации профессиональных заболеваний (психологических проблем) и не давать болезням переходить на более высокие стадии, а психологам не допускать серьезных ЭП травм (выгораний), которые влияют на их жизнь в будущем.

Для решения проблемы профессиональных заболеваний и отклонения специалистов узкой направленности в медицине и психологии, на мой взгляд, имеет смысл:
— расширить ассортимент по созданию первичного защитного барьера, на уровне мнемобраза, который бы препятствовал проникновению чужеродных электромагнитных волн в поля специалиста («стена», «зеркало», «стакан», «банка», «вихрь», «рукав» и т. д.). Для верующих врачей («усмирительная рубашка», «покрывало» и т.д.) путем обращения, в виде просьбы, к Высшим силам христианской религии;
— усилить основы личной психологической и психоэмоциональной разгрузки современными смысловыми понятиями: «костер», «водопад», «выдавливание», «выдувание», и т.д., чтобы систематически избавляться от чужеродных негативных наложений;
— пересмотреть основы контакта «пациент-доктор» по созданию личностного резонанса, который способствует в последующем заболеванию самого врача;
— ввести в начале рабочего дня занятия по «релаксации» (расслабление) и приведение эмоциональной сферы специалиста в стабильное состояние, а все «летучки», разбор «полетов», совещания перенести на конец трудового дня.

Таким образом, одной из наиболее важных проблем профессиональных заболеваний и отклонений специалистов узкой направленности в медицине и психологии является отражение проблем пациента (клиента) к специалисту, которое носит дистанционный характер и имеет обратную связь, где участвует психоэмоциональная сфера врача (психолога) и физиологические особенности обоих (пациента и специалиста). В ходе исследования была выявлена категория лиц, избежавших подобных осложнений, в связи с природной психоэмоциональной устойчивостью, либо увлечением практиками психоэмоциональных разгрузок, или же принадлежностью к религиозным конфессиям. Выводы делайте сами. Желаю Вам крепкого здоровья.

Юрий Довбня,
психолог, парапсихолог, специалист по электромагнитным излучениям

.