Каждое существо, и женское, и мужское — манифестация Шакти и Шивы, но Шакти сильнее являет себя в женском, и Шактизм провозглашает женский принцип первичным. Сегодня известно, что первичный импульс природы — сотворить существо женского пола. Говоря языком генетики, жизнь каждого существа зарождается как женская, и только когда новая субстанция, мужской гормон, воздействует на эмбрион, пол меняется. В индийском культурном пространстве видение сакрального как женщины никогда не ослабевало. «Женщины — божественность, женщины — дыхание жизни…» — сказано в Сарволасса Тантре…
и поклоняйся ей в этом проявлении».
Уттара-Тантра
«Все места паломничества существуют в женском теле».
Пурушараноласса Тантра
Каждое существо, и женское, и мужское — манифестация Шакти и Шивы, но Шакти сильнее являет себя в женском, и Шактизм провозглашает женский принцип первичным. Сегодня известно, что первичный импульс природы — сотворить существо женского пола. Говоря языком генетики, жизнь каждого существа зарождается как женская, и только когда новая субстанция, мужской гормон, воздействует на эмбрион, пол меняется.
В индийском культурном пространстве видение сакрального как женщины никогда не ослабевало. «Женщины — божественность, женщины — дыхание жизни…» — сказано в Сарволасса Тантре. «Женщины есть богиня, женщины есть жизнь. Всегда будь среди женщин в мыслях», — наставлял Будда святого Вашистху. Женщина — высочайший объект поклонения. Её динамическая сила даёт видение богини и Абсолюта. Как живое воплощение Шакти, она являет собой творческое начало. Равное и даже превосходящее участие женщины провозглашает тантризм в каждом своем аспекте.
В тантрическом ритуале — асане — йогини или шакти представлена живой женщиной, воплощающей саму природу женского начала, эссенцию всех видов шакти в различных проявлениях. Символически трансформируясь в богиню в ходе ритуала, женщина играет динамическую роль. Она являет собой Богиню во плоти.
Личные предпочтения, возраст, внешность, высокий или низкий социальный статус, даже отношения не являются значимыми в шактийском ритуале. Чем дальше ум уходит от патриархальных стандартов женской красоты, тем лучше. Женщина — любая женщина — проводит первичную женскую энергию в чистейшей форме, персонификацию полноты, и это делает её архетипической — юнгианской анимой. Когда священнослужитель и поэт Бенгалии 15-го века, Чандидас, полюбил служанку Рами, вопреки строгим общественным нормам, он пришел к Башули — божеству своего храма — и та сказала ему: «Ни одна богиня не предложит тебе то, что может дать эта женщина». В другой истории царь Кродха получил совет сходить к Йони-мандале и получить освобождение через прикосновение к панча-весье — 5-ти небесным проституткам.
В Шактизме женщины и мужчины не противостоят — но, объединяясь, реализуют феминную полноту вселенной. Они — земные образы всеобщего космического принципа, и не будучи сбалансированными, тревожат равновесие макрокосма. Двое должны быть едиными в отношениях, чтобы, говоря словами Вивекананды, «сохранять мировой баланс женской и мужской энергий и качеств. Птица духа человечества не может лететь одним крылом». «
«В моем уме утвердилась сильная вера, что мои страдания закончатся, когда я вознесу молитву Великой Матери, поскольку так мне сказал Рамакришна (Учитель). Я ожидал ночи в великом воодушевлении. Наконец ночь пришла. Миновало 3 часа ночи, когда Учитель велел мне идти в храм. По дороге туда я почувствовал себя как будто бы во хмелю. Меня шатало. Пришло предвкушение, что я на самом деле увижу Мать и услышу Её слова. Я забыл обо всём, кроме этой мысли. Войдя в храм, я узрел Мать как чистую бесконечную любовь и красоту. Моё сердце исполнилось любовью, и в полном блаженстве я вознёс многократные хвалы: «Мать, даруй мне унижение, даруй мне отделённость, даруй мне божественное знание и преданность, сделай так, чтобы я всегда мог беспрепятственно видеть Тебя». Спокойствие наполнило мое сердце. Вся Вселенная полностью растворилась, в моём сердце осталась только Мать.
Когда я вернулся к Учителю, он спросил: «Попросил ли ты Мать об удовлетворении своих мирских желаний?» Поражённый его вопросом, я ответил: «Нет, господин, я забыл об этом. Что же теперь делать?» Он сказал мне: «Быстро ступай назад и помолись». Я снова отправился в храм, и, приближаясь к Матери, снова захмелел. Я забыл обо всём, упал к Её стопам и молился о реализации божественного знания и полного предания Ей. Потом я вернулся. Учитель улыбнулся и спросил: «Ну что, ты сказал Ей на этот раз?» Я снова был потрясён: «Нет, господин — стоило мне увидеть Мать, как я забыл обо всём под воздействием неописуемой Божественной силы и молился только о знании и служении. Что теперь можно сделать?» Учитель сказал: «Глупый мальчик! Ты не мог бы проконтролировать себя немножко и помолиться? Ступай ещё раз, если ты в состоянии, скажи Ей, что собирался. Скорее!» И я отправился в третий раз, но стоило мне ступить в храм, как меня охватило незабываемое чувство стыда. Я подумал, о сколь ничтожной вещи я пришёл просить Мать. Как говорит Учитель, это всё равно что, получив благосклонность царя, просить у него кабачки и тыквы. Ах! Какой я глупец! Переполненный стыдом и недовольством собой, я склонялся к Её стопам снова и снова: «Мне больше ничего не нужно, Мать, даруй мне только знание и преданность».
После смерти Рамакришны его ученик Нарендра, более известный сейчас как Свами Вивекананда, прославился как проповедник великой духовной силы. В 1893 г. он был представителем в Парламенте Религий в Чикаго, после чего путешествовал в Англию и Европу, где давал лекции по Веданте и вырастил несколько заметных учеников, среди которых — англичанка Маргарет Нобл (сестра Ниведита), автор книги «Мать Кали» («Kali the Mother»).
Источник:
Отрывок из книги Ajit Mookerjee «Kali the feminine Force», NY
Перевод с английского: Ольга Мазур
Школа космоэнергетики Madre Cosmica